Поиск на сайте

Развитие личности
Страница 1

Личность человека развивается на протяжении всей его жизни. Чтобы детально проанализировать весь процесс формирования личности, необходимо для каждого возраста выделить его ведущую, обусловливающую главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития деятельность.

Младенчество (0–1 год) – это этап так называемого «доверия к миру». Малыш общается со взрослыми, которые за ним ухаживают, а также начинает осваивать нормы отношений между людьми.

В возрасте раннего детства (1–3 года) – на этапе «самостоятельности» – ведущей является предметная деятельность. На данном этапе ребенок обучается обращаться с различными предметами.

Дошкольное детство (3–7 лет) – этап «выбора инициативы». Ведущая деятельность – игра. На этом этапе происходит освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми.

В младшем школьном возрасте (6—11 лет) – на этапе «мастерства» – ведущая деятельность – учебная, происходит освоение, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности.

В подростковом периоде (11–14 лет) ведущей деятельностью является общение с детьми своего возраста. На данном этапе ведущая сторона социализации – освоение норм отношений между людьми.

Юношеский период (14–18 лет) – этап самоопределения в мире – характерен тем, что у человека происходит освоение профессиональных умений и знаний, а ведущей является учебно-профессиональная деятельность.

Период поздней юности (18–25 лет) – этап «человеческой близости» – на данном этапе осваиваются нормы межличностных отношений, а также профессиональных и трудовых умений при ведущей трудовой деятельности и профессиональной учебе.

На этапе зрелости ведущими для человека являются трудовая деятельность, семья и воспитание детей. В социальном плане зрелый человек совершенствует межличностные и профессиональные отношения, трудовые умения.

Психоаналитическая концепция развития личности З. Фрейда отмечает, что у каждого человека имеются врожденные сексуальные инстинкты. Это внутренняя психическая инстанция – «Оно», которая является наследственным фактором развития. Влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и «Сверх-Я». На «Я» происходит давление со стороны «Оно» и «Сверх-Я», со стороны наследственности и внешней среды, при этом влияние среды вытесняет сексуальное влечение, поэтому и отношения между ними носят противоречивый характер. Общество выступает источником всевозможных травм. Развитие личности рассматривается З. Фрейдом как совпадающее с психосексуальным развитием ребенка. Все психосексуальные стадии развития ребенка (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) имеют свои особенности протекания, которые обусловливают ход жизненной судьбы, тип характера и личности, разновидность нарушений психики взрослого человека. Каждый этап психосексуального развития характеризуется определенным способом проявления половой энергии – либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. В том случае, если удовлетворение влечения либидо происходит неадекватным образом, у человека может произойти фиксация определенных черт личности. Если фиксация произошла на оральной стадии развития, у человека формируются такие черты личности, как жадность, неудовлетворенность всем предлагаемым, ненасытность, стремление получать удовольствие через рот – привычки курения, алкогольной выпивки, гурманства, словесной агрессивности, орального секса и т. д. По убеждению З. Фрейда, на оральной стадии люди делятся на пессимистов и оптимистов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Новый взгляд на старые обстоятельства
Наши дети легко превращают нас в добрых волшебников. Потому что искренне верят: родители могут всё. И мы стараемся соответствовать этому высокому статусу, и иногда у нас даже получается. Это мы, к ...

Как сказать ребенку, что папа будет жить отдельно?
Прилично ли разводиться? Какие модели семей бывают? Правила оценки ресурсов семьи Памятка мамам, которые решили развестись • Как укрепить уверенность ребенка в хорошем будущем ...

Организация инновационного менеджмента
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Раз ...