Развитие личности
Страница 5

В подростковом возрасте (пятая стадия, 12–19 лет) формируется центральная форма эгоидентичности. Перед подростком встают такие вопросы, как бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, важность поиска своего профессионального призвания, обладание способностями и умениями. Все это уже является требованием общества к подростку о самоопределении. На фоне этих требований с новой силой проявляются все прошедшие критические моменты. При положительном разрешении предыдущего кризиса подросток с успехом формирует целостную форму эгоидентичности и находит свое «Я», а также признание себя самого в отношении окружающих, возникает чувство самодостаточности. В негативном случае происходит диффузия идентичности, подросток не имеет возможности найти свое «Я», не может осознать свои цели и желания. В этом случае происходят возврат, регрессия к инфантильным детским иждивенческим реакциям. У подростка проявляется устойчивое чувство тревоги, возникает ощущение одиночества, он внутренне осознает себя опустошенным, постоянно ожидает каких-либо перемен в жизни, но сам активно ничего не предпринимает. При несформированности целостной формы эгоидентичности у подростка возникает страх при межличностном общении и общении с лицами противоположного пола. Чувство неполноценности вызывает враждебность, презрение к окружающему, появляется ощущение «непризнания себя» со стороны окружающих людей. Кризис идентичности приводит к неспособности делать правильный выбор. В случае, если подростку удается найти себя, то идентификация облегчается.

На шестой стадии (молодость, или ранняя зрелость, 20–25 лет) для человека актуализируется поиск спутника жизни, важным становится тесное сотрудничество с людьми, а также укрепление связей со своей социальной группой. Человек без страха обезличивания смешивает свою собственную идентичность с проявлениями других людей, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми, возникает любовь. В случае перехода чувства неполноценности на эту стадию у человека наступает изоляция, которая препятствует сближению с друзьями или любимым человеком, и как следствие, возникает чувство одиночества.

Седьмая, центральная стадия (25–50 лет) – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности происходит в течение всей жизни человека. Сильной стороной на седьмой стадии является забота. Положительным качеством этой стадии развития является то, что личность вкладывает себя в любимую работу, в заботу о детях, таким образом, человек удовлетворен собой и жизнью. В другом случае, если человеку не на кого излить свое «Я» в этот период – у него нет любимой работы, нет семьи и детей, происходят опустошение личности, застой и косность, может начаться психологический и физиологический регресс. В основном отрицательные проявления выражены сильно, если личность была предварительно подготовлена к этому отрицательным ходом своего развития, т. е. просматривались отрицательные проявления на всех стадиях развития личности.

На восьмой стадии, после 50 лет, формируется завершенная форма эгоидентичности, основанная на проявлениях всего пути развития личности. Человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человеку необходимо понять то, что его жизнь является неповторимой, ее невозможно переделать. У человека происходит принятие самого себя и своей жизни, появляется осознание необходимости логического завершения жизни. Таким образом, проявляется мудрость и отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. В том случае, если не произошло принятия себя и своей жизни, у человека возникает разочарование, потеря вкуса к жизни, ощущение, что жизнь прожита зря.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Авторитет  –  социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый ...

Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса – социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в изоляции от взрослого мира. С возраст ...

Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые н ...