Развитие личности
Страница 6

Как указывает Э. Эриксон, в течение всей жизни человек переживает восемь психосоциальных кризисов, которые являются специфическими для каждого возраста. Благоприятное или неблагоприятное их прохождение определяет возможность последующего становления личности.

Кризис первой стадии выражается в базальном доверии или базальном недоверии. В данном случае успешное разрешение кризиса зависит от того, насколько мать передала ребенку чувство внутренней уверенности и узнавания, в ответ на которое ребенок начинает ощущать доверие, у него не возникает страха при отсутствии матери по какой-либо причине. Наоборот, у него появляется надежда на все хорошее. А в случае неудовлетворения основных потребностей ребенка, наоборот, появляется недоверие к окружающему миру.

Разрешение второго кризиса в жизни человека, кризиса раннего детства, базируется на результате преодоления кризиса младенчества. Имея доверие к родителям и к миру, ребенок легче обучается автономии и самостоятельности. При разрешении первого кризиса в сторону недоверия и нетерпеливости родителей у ребенка возникают сомнения и стыд из-за своей беспомощности.

Кризис третьей стадии основан на результате разрешения предыдущего кризиса. Если в результате автономии воспиталась сила воли, то в возрасте игры возникает инициативность, порождается цель действия. При невозможности осуществления своих собственных планов, переживании неудач и безответственности может появиться покорность и чувство вины.

В школьном возрасте проявляется четвертый кризис – идентичности. Кризис школьного возраста приводит инициативных детей к развитию трудолюбия и возникновению чувства компетентности. У детей, личность которых содержит чувство вины, наоборот, может проявиться чувство неполноценности в плане использования возможностей и средств, а также в плане собственного статуса среди сверстников.

Пятый кризис происходит у подростков, когда они усваивают образцы поведения значимых для них людей. В процессе идентификации происходит объединение опыта подростка, его возможностей и выборов. При неспособности подростка к идентификации возникает путаница ролей в различных сферах жизни.

Шестой кризис возникает у взрослых молодых людей, когда перед человеком встает проблема интимности, он связан с поиском близости с любимым человеком. Положительное разрешение кризиса шестой стадии дает возможность устанавливать интимность в отношениях как с супругами, так и с друзьями. Стремление к близким отношениям не должно заглушаться страхом потерять свое «Я». Если у человека отсутствует опыт общения с близким человеком, создания отношений, то это приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

В возрасте 40 лет человек переживает свой седьмой кризис. В это время развивается чувство сохранения рода, появляется интерес к молодому поколению, к его воспитанию, стремление внести свой вклад в жизнь будущих поколений, передать опыт и т. д.

Это очень продуктивный период жизни человека, период созидания в различных сферах жизни. В этот период, если нет истинной близости с близким человеком, отношения становятся скудными, человек существует только для себя.

На стадии поздней зрелости (от 65 лет до окончания жизни) возникает восьмой кризис, связанный с мудростью. Если человек на протяжении жизненного пути достиг цельности личности, то разрешение данного кризиса будет благоприятным. Человек осознает свой пройденный путь, принимает его, понимает, что жизнь прожита недаром. У продуктивного человека возникает «эгоин-теграция» и мудрость. При негативном разрешении кризиса человек чувствует, что жизнь прошла не так, как ему хотелось, время потеряно. Недовольство прожитой жизнью и невозможность что-либо изменить в прошлом или начать жить заново его раздражает, тогда возникает отчаяние от приближения к последней границе жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Смотрите также

Как сказать ребенку, что папа будет жить отдельно?
Прилично ли разводиться? Какие модели семей бывают? Правила оценки ресурсов семьи Памятка мамам, которые решили развестись • Как укрепить уверенность ребенка в хорошем будущем ...

Аппарат анализа опасностей
Объектом анализа опасностей является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...

Как рассказать ребенку о том, что люди очень разные?
Откуда берутся мальчики и девочки? Этапы психосексуального развития ребенка Мифы о происхождении детей Кем лучше быть – мальчиком или девочкой? • Почему одни бедные, а другие богатые? • Мифы об ус ...