Поиск на сайте

Развитие личности
Страница 3

В теории А. Фрейд «развитие ребенка представлено в виде процесса его постепенной социализации, который подчиняется закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности». При этом поиск удовольствия – это внутренний принцип ребенка, а удовлетворение желаний ребенка зависит от внешнего мира (в детстве – в первую очередь от его матери). Поэтому мать выступает первым законодателем для ребенка, и ее настроение, симпатии и антипатии оказывают большое влияние на его развитие.

Одним словом, быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и ею приветствуется. Ребенок является незрелым до тех пор, пока его собственные желания господствуют над ним, а решение об удовлетворении этих желаний или отказе принадлежит внешнему миру, родителям и другим людям. Стремление ребенка к удовлетворению своих желаний любой ценой по принципу удовольствия может лежать в основе его асоциального поведения. Лишь когда ребенок способен действовать по принципу реальности, учитывать требования социального окружения, анализировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в действие, становится возможным переход ко взрослому состоянию. При этом следует учитывать, что продвижение к принципу реальности само по себе не гарантирует, что человек будет следовать социальным требованиям.

В соответствии с теорией А. Фрейд такие нормальные элементы детской жизни, как например, жадность, ревность, корысть, могут привести ребенка к асоциальному поведению. С помощью защитных механизмов психики происходит вытеснение из сознания некоторых инстинктивных желаний ребенка, не одобряемых обществом, другие желания могут перейти в свою противоположность – реакционные образования, они сдвигаются с себя на других людей, что называется проекцией, либо направляются на другие цели (сублимация) – так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества. Для развития «Я» организация защитного процесса является важной и необходимой составной частью. Развитие памяти, речи, мышления является необходимым условием для развития личности и социализации ребенка. По мере развития мышления происходит осмысление причинно-следственных связей, в результате чего поведение становится более обособленным, самостоятельным. Развитие принципа реальности в сочетании с развитием мыслительных процессов важно для социализации ребенка, что открывает путь для новых механизмов социализации (таких как подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы – в общественную жизнь, когда человек постепенно отказывается от личных преимуществ и учитывает интересы других людей, нормы морали и законы общества.

Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Э. Эриксоном,

говорит о тесной связи психики человека с характером общества, в котором он находится. Э. Эриксон пришел к пониманию того, что каждая культура имеет особый стиль воспитания детей, который принимается матерью как единственно правильный. Стиль воспитания зависит от требований социума, такие требования можно определить для каждой стадии развития человека. Э. Эриксон подчеркивал, что на состояние «Эго» человека оказывают влияние и биологические, и психологические, и социальные факторы, в результате чего человек приобретает объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, осознает свою индивидуальность и неповторимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить запасы энергии, запастись новым ...

ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает. ...

Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей Как любить ребенка? • Как научить ег ...