Сущность воинского коллектива и стадии его развития
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Сущность воинского коллектива и стадии его развития
Страница 6

Если подобная работа становится системной и содержательной, члены актива деятельно поддерживают порядок и дисциплину в воинских коллективах, оказывают положительное влияние на других военнослужащих.

Главный неофициальный орган коллектива – общее собрание военнослужащих, которое проводится с определенной периодичностью. Основная цель собраний – направлять общую работу на достижение целей, стоящих перед коллективом, ориентируя на это всю организацию его жизнедеятельности. На них решаются текущие и перспективные учебно-боевые, служебные и общественные задачи, заслушиваются отчетные доклады общественных органов и проводятся выборы их членов, обсуждаются вопросы состояния боевой подготовки, воинской дисциплины и т. д. На собрании создается открытая обстановка для обсуждения любым членом коллектива вопросов повестки дня.

Таким образом, второй этап характеризуется формированием относительно высокой сплоченности личного состава, своеобразного самосознания коллектива, успешным решением учебных, боевых и других задач, привлекательной для всех деятельностью, осуществлением активного, творческого, делового общения военнослужащих.

Третий этап – социальной и боевой зрелости – органичное продолжение двух предыдущих. Воинский коллектив сам начинает формулировать и предъявлять требования, основанные на нормах морали и права, что свидетельствует о сложившейся системе самоуправления. Коллектив становится активным субъектом воспитания военнослужащих, раскрывая в полной мере свои воспитательные возможности по осуществлению «педагогики параллельного педагогического действия». Целенаправленное педагогическое влияние в этих условиях опосредуется.

Именно осуществляя параллельное воспитательное воздействие, воинский коллектив становится полноценным субъектом воспитания. Военнослужащие живут, выполняют служебные и функциональные обязанности, сообща занимаются спортом. Такое «параллельное педагогическое действие» обеспечивает каждому члену коллектива в совместной деятельности позицию субъекта.

Основные направления коллективной жизни воинского подразделения:

самоутверждение личности военнослужащего;

освоение личным составом различных видов воинской деятельности;

открытие каждым военнослужащим своей личности и индивидуальности через взаимоотношения с сослуживцами в различных сферах деятельности.

На этой стадии происходит объединение интересов, знаний, убеждений, действий, ценностей, взаимоотношения в основном бесконфликтны, отличаются взаимопомощью, взаимной поддержкой. Усиливается действие общественного мнения – особой формы коллективного требования, которое принимается всеми членами коллектива как неоспоримое и само собой разумеющееся. Активно развиваются традиции в воинском коллективе, отражающие уровень сформированности коллективных отношений. Происходит гармонизация формальной и неформальной структур отношений в коллективе: появляется стремление к общению и интерес к деятельности других воинских коллективов, в межличностных отношениях преобладают внимание друг к другу и готовность помочь, уменьшается проявление «звездности» и «отверженности» отдельных военнослужащих. Следует отметить, что данной стадии достигают не все воинские подразделения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...

Сверяйтесь по таблицам
Чтобы вам было проще ориентироваться во всех этих переходах, ступеньках и кризисах, мы свели их в простые таблицы. Время от времени возвращайтесь к ним. Замечено — это успокаивает. Приятно осознав ...

ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров. ...