Сущность воинского коллектива и стадии его развития
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Сущность воинского коллектива и стадии его развития
Страница 2

Таким образом, понятие «коллектив» указывает на объединение людей, на социальную значимость их деятельности, общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в воинском подразделении можно выделить деловые (формальные) и личные (неформальные) отношения. Деловые отношения основываются на совместном решении задач воинской деятельности, на поддержании и соблюдении уставных правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

Деловые отношения отнюдь не исключают личных симпатий. Наоборот, они становятся прочнее, если подкрепляются последними, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между военнослужащими складывались хорошие, товарищеские отношения. Поэтому один из основных признаков коллектива – налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между военнослужащими. Круговая порука и всепрощение, которые чаще всего вызваны личными, узкогрупповыми симпатиями и антипатиями, считаются антиподом коллектива и коллективизма.

Итак, под воинским коллективом следует понимать высокоорганизованную группу дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, боевые и другие задачи. Хорошо организованная и социально ценная деятельность воинского подразделения способствует формированию опыта участия в коллективных формах взаимодействия военнослужащих. Воинская служба требует от всех участников совместной деятельности взаимной зависимости и ответственности в различных ситуациях, проявления деловитости, организованности, терпения, способности планировать и согласовывать свои действия с сослуживцами, а часто и управлять коллективом.

Воинский коллектив также способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск истинных ценностей и смысла жизни невозможен в уединении от товарищей, без проявления своего индивидуального своеобразия, отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора.

Воинский коллектив выполняет следующие функции:

организационную – становится субъектом управления своей общественной деятельности;

воспитательную – в нем военнослужащие предстают участниками определенных идейно-нравственных отношений;

стимулирующую – способствует регулированию поведения своих членов, определяет характер их отношений.

Особую важность приобретают вопросы формирования коллективов в воинской среде, где от степени сплоченности подразделения во многом зависит не только исход боя, но и вопросы сохранения жизни. Специфика воинской деятельности накладывает соответствующие отпечатки на процесс формирования и развития воинских коллективов.

В социальной психологии отмечается, что группа в своем развитии последовательно достигает наивысшей стадии, проходя ряд ступеней от малоорганизованного конгломерата людей до хорошо сплоченного коллектива, преследующего общественно значимые цели. Командиру как организатору важно представлять психолого-педагогическую сущность процесса формирования воинского коллектива, чтобы оценить степень сплоченности подразделения и оперативно принимать решения, направленные на его дальнейшее развитие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Враг первый: жизненный опыт
— Мам-пап, я загадку придумал: «В огороде стоит, лохматое и к солнцу тянется. Что это?» Родители хором: — Подсолнух! — А вот и нет. Чучело! Жизненный опыт, несомненно, штука полезная. Во многом б ...

Как рассказать о том, что жизнь опасна?
Кого позвать на помощь, если родителей нет рядом? Чужой среди своих! Бравый Пожарный Дети в условиях терактов • Что должен знать родитель о посттравматическом стрессе у детей? • Как предупредить п ...

О жизни по телевизору
Как научить ребенка смотреть телевизор? Чем телевидение завораживает детей? Как влияют телевизионные образы на детей? С какого возраста детей можно оставлять у телевизора без присмотра взрослых? • ...