Сущность воинского коллектива и стадии его развитияВоенная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Сущность воинского коллектива и стадии его развитияСтраница 4
Постепенно слабо сплоченная группа начинает интегрироваться вокруг командира. Показателями этого процесса становятся появление мажорного тона и стиля работы, повышение качественного уровня во всех видах воинской деятельности, выделение реально действующего актива.
Командир на этом этапе развития коллектива решает следующие задачи:
•
выявление актива среди личного состава подразделения – тех воинов, которые больше других принимают участие в общественно значимой деятельности, более увлеченно участвуют в обшей работе, кто всегда приходит на помощь другим, кто жизнерадостен и с кем интересно общаться;
•
сближение военнослужащих, оказание им помощи в изучении и познании друг друга за более короткий срок (выявление интересов, способностей, умений, характера и привычек);
•
вовлечение военнослужащих в нужные общественные дела, которые оказались бы по силам всем подчиненным и одновременно были бы достаточно увлекательны, чтобы все приняли в них участие и выразили себя;
•
определение индивидуальных поручений каждому воину для создания реальной возможности действовать в коллективе и т. д.
Успех и продолжительность первого этапа зависят от личной примерности и правильного понимания командиром всех степеней своих основных задач, от обладания им необходимыми педагогическими умениями для реализации этих задач. Здесь главное внимание обращается не на мероприятия, а на реализацию триединства – деятельность, общение, отношения. Это очень ответственный и одновременно сложный этап в жизни воинских подразделений, поскольку он реализуется в ограниченные сроки в условиях напряженной воинской деятельности.
На втором этапе – войскового товарищества – у воинского коллектива появляются первые признаки субъекта воспитания: к проведению требований командира среди военнослужащих подключается актив как орган самоуправления, возникают отношения ответственных зависимостей. Командир на этом этапе опосредует педагогическое взаимодействие, ограничивая количество требований, направленных напрямую к каждому подчиненному. В коллективной деятельности он целенаправленно опирается на группу активно поддерживающих его военнослужащих.
Сначала руководитель «заражает» актив участием в общественной деятельности, делает активистов своими единомышленниками, помогает им организовать свою деятельность, распределять поручения, подводить итоги, оценивать результаты. При этом актив должен получать реальные полномочия и задачи, находящиеся в его компетенции. После этого командир может определить часть обязанностей для него и предъявить к нему требования. Через требовательность активистов происходит параллельное, опосредованное воздействие на каждого члена коллектива. На этом этапе категоричное требование командира становится и коллективным. Если это условие не выполняется, то нельзя говорить о формировании воинского коллектива в полном смысле этого слова.
На данном этапе командный состав воинских подразделений решает основные задачи: воспитание актива и первичных воинских коллективов.
Смотрите также
Аппарат анализа опасностей
Объектом анализа опасностей является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...
Как рассказать ребенку о том, что люди очень разные?
Откуда берутся мальчики и девочки? Этапы психосексуального развития ребенка Мифы
о происхождении детей Кем лучше быть – мальчиком или девочкой? • Почему одни бедные,
а другие богатые? • Мифы об ус ...
Младшеклассник и другие
В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру.
Впрочем, мир его был тогда не большой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит
в «большую жизнь»: школа, друзья, ...