Поиск на сайте

Родители в сознании подростка
Страница 3

Иная картина получилась, когда проанализировали ответы неблагополучных девочек из неблагополучных семей. Неблагополучными их считали потому, что они были непослушны, пропускали уроки без уважительных причин, плохо учились, гуляли с более старшими юношами и мужчинами, имели сексуальный опыт.

К примеру, Лиза М., 15 лет, ученица 8–го класса. В семье трое детей, Лиза старшая, сестре 12 лет, брату – 8. Все дети – школьники. Отец и брат Лизы – неродные. Мать работает продавцом в магазине, отец – шофер–дальнобойщик. У Лизы налицо все признаки неблагополучия: ей мало внимания уделяют отец и мать, она постоянно ссорится с братом и сестрой, требует наряды, деньги на развлечения (дискотеку и кафе). Предложения теста заканчивает так:

1. «Открытая» шкала: «Когда я думаю о своем отце, у меня сразу нет настроения».

2. Сравнительная оценка отца: «Мы никогда не бываем вместе с отцом. Я его отцом–то не называю.»

3. Значимые характеристики отца: «Он как обзовет, постоянно ругается матом.»

4. Позитивные особенности отца: «Мне не нравится в нем ничего (все. – В. К.). Может, он никого не боится».

5. Идеальные ожидания: «Я всегда мечтаю о том, чтобы его не было дома».

6. Возможные страхи, опасения: «Я боюсь, что когда–нибудь он меня убьет или что–нибудь мне сделает».

7. Реальные требования: «Мне хочется, чтобы он перестал меня доставать».

8. Причины трудности: «Я очень раздражаюсь, когда он меня обзывает».

9. Анамнестические данные: «Когда он здесь появился, сразу же стал орать и командовать».

10. Интересы и предпочтения: «Его интересует, как бы побыстрее залечь». 11.Взаимодействие «Я—Мы»: «Никакого «мы» с ним нет и не будет».

Анализ законченных предложений показывает, что Лиза чуждается отчима, не любит его, старается не оставаться с ним наедине. Все, что делает ее отчим, вызывает у нее протест. По ее характеристикам, это грубый, жесткий человек, который и не стремится к сближению. Однако он дает ей деньги на развлечения для того, чтобы она отстала от него и не требовала к себе внимания. Девочка–подросток боится, что ей и дальше придется жить под одной крышей с этим грубым человеком.

Приведем еще пример – своеобразного восприятия матери дочерью.

Лене 13 лет, ученица 7–го класса. Живет вдвоем с матерью, отношения их хорошими не назовешь. Считает, что в ее неприятностях виновата мать, которая «в жизни ничего не понимает и ничего не добилась». Учится неровно, естественно–математические предметы даются с трудом, так как она их запустила, а усидчивости, чтобы разобраться и решить все задачи, не хватает. Мать считает, что девочка не понимает объяснений учителя, а переспрашивать не привыкла, так как это не принято в их классе. Такие отношения отразились на завершении предложений. Вот некоторые из ее законченных предложений.

1. «Открытая» шкала: «Когда я думаю о своей матери, то мне не хочется с ней соглашаться», «Скорее всего она хочет из меня сделать такую же, как она, а я не хочу», «Я всегда замечала, что она постоянно недовольна мной».

2. Сравнительная оценка матери: «По сравнению с родителями других ребят, моя мама какая–то чудная», «Я ее стыжусь, потому что она не модная».

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса – социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в изоляции от взрослого мира. С возраст ...

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...

Заключение
Дети растут сами. Как цветы. Суетиться, дёргаться, контролировать и конфликтовать—зачем? Создайте благоприятную среду для роста и развития — и это будет самый лучший метод воспитания: · Не усложн ...