Родители в сознании подросткаТрудности взросления / Родители и подростки: взаимное отражение / Родители в сознании подросткаСтраница 3
Иная картина получилась, когда проанализировали ответы неблагополучных девочек из неблагополучных семей. Неблагополучными их считали потому, что они были непослушны, пропускали уроки без уважительных причин, плохо учились, гуляли с более старшими юношами и мужчинами, имели сексуальный опыт.
К примеру, Лиза М., 15 лет, ученица 8–го класса. В семье трое детей, Лиза старшая, сестре 12 лет, брату – 8. Все дети – школьники. Отец и брат Лизы – неродные. Мать работает продавцом в магазине, отец – шофер–дальнобойщик. У Лизы налицо все признаки неблагополучия: ей мало внимания уделяют отец и мать, она постоянно ссорится с братом и сестрой, требует наряды, деньги на развлечения (дискотеку и кафе). Предложения теста заканчивает так:
1. «Открытая» шкала: «Когда я думаю о своем отце, у меня сразу нет настроения».
2. Сравнительная оценка отца: «Мы никогда не бываем вместе с отцом. Я его отцом–то не называю.»
3. Значимые характеристики отца: «Он как обзовет, постоянно ругается матом.»
4. Позитивные особенности отца: «Мне не нравится в нем ничего (все. – В. К.). Может, он никого не боится».
5. Идеальные ожидания: «Я всегда мечтаю о том, чтобы его не было дома».
6. Возможные страхи, опасения: «Я боюсь, что когда–нибудь он меня убьет или что–нибудь мне сделает».
7. Реальные требования: «Мне хочется, чтобы он перестал меня доставать».
8. Причины трудности: «Я очень раздражаюсь, когда он меня обзывает».
9. Анамнестические данные: «Когда он здесь появился, сразу же стал орать и командовать».
10. Интересы и предпочтения: «Его интересует, как бы побыстрее залечь». 11.Взаимодействие «Я—Мы»: «Никакого «мы» с ним нет и не будет».
Анализ законченных предложений показывает, что Лиза чуждается отчима, не любит его, старается не оставаться с ним наедине. Все, что делает ее отчим, вызывает у нее протест. По ее характеристикам, это грубый, жесткий человек, который и не стремится к сближению. Однако он дает ей деньги на развлечения для того, чтобы она отстала от него и не требовала к себе внимания. Девочка–подросток боится, что ей и дальше придется жить под одной крышей с этим грубым человеком.
Приведем еще пример – своеобразного восприятия матери дочерью.
Лене 13 лет, ученица 7–го класса. Живет вдвоем с матерью, отношения их хорошими не назовешь. Считает, что в ее неприятностях виновата мать, которая «в жизни ничего не понимает и ничего не добилась». Учится неровно, естественно–математические предметы даются с трудом, так как она их запустила, а усидчивости, чтобы разобраться и решить все задачи, не хватает. Мать считает, что девочка не понимает объяснений учителя, а переспрашивать не привыкла, так как это не принято в их классе. Такие отношения отразились на завершении предложений. Вот некоторые из ее законченных предложений.
1. «Открытая» шкала: «Когда я думаю о своей матери, то мне не хочется с ней соглашаться», «Скорее всего она хочет из меня сделать такую же, как она, а я не хочу», «Я всегда замечала, что она постоянно недовольна мной».
2. Сравнительная оценка матери: «По сравнению с родителями других ребят, моя мама какая–то чудная», «Я ее стыжусь, потому что она не модная».
Смотрите также
Заключение
Итак, прочитав эту книгу, вы теперь знаете, что именно мы скрываем от
себя и своих детей, боясь нарушить их и свое спокойствие, не зная, как начать разговор,
или не считая нужным вообще иска ...
Помощь подростку в преодолении трудностей взросления
Вначале дадим самые общие представления о психологической помощи. Далее покажем,
как оказывается помощь подросткам, их родителям и педагогам при таких трудностях
взросления, как расстройство настр ...
Заключение
Дети растут сами. Как цветы. Суетиться, дёргаться, контролировать и конфликтовать—зачем?
Создайте благоприятную среду для роста и развития — и это будет самый лучший метод
воспитания:
· Не усложн ...