Поиск на сайте

Родители в сознании подростка
Страница 4

3. Значимые характеристики: «Самое главное в характере моей мамы – занудство», «Моя мама отличается от других. скажет, не отступит».

5. Идеальные ожидания: «Я хотела бы, чтобы мама со мной села и поговорила, как с человеком. Говорит–говорит одно и то же, уже не могу слушать.», «Я была бы рада, если бы она давала мне больше денег», «Я всегда мечтаю о том, что у меня хороший дом и мальчик, с которым я гуляю. А еще не надо учить уроки».

11. Взаимодействие «Я—Мы»: «Мне приятно, когда мы с моей мамой печем пирожки». «Наши отношения с мамой какие–то непонятные».

Противоречивые отношения девочки с матерью неустойчивы. Девочка тянется к матери, но та не столь «тонкая натура» и не чувствует отчуждения дочери. Не умея разнообразить контакты, мать постоянно отчитывает школьницу за успеваемость, очевидно, наказывает ее, вместе они бывают редко. Вот почему одно из самых заветных желаний девочки–подростка – побыть рядом с матерью, не слушать нотации, а заниматься общим и приятным делом – печь пирожки. Что не нравится девочке в отношениях с матерью? Эмоциональная «сухость», занудство, неумение радоваться жизни, в том числе и успехам дочери, редкое переключение на другой предмет разговора, кроме школьной успеваемости.

Если в этом случае взаимодействие с матерью и ее положительный образ в сознании девочки–подростка омрачается сложившимися стереотипами («Пришла с работы, значит, начнет ругаться, пилить, поэтому взрываешься») и слабой эмоциональной выразительностью, то в другом – их избытком. Последнее (избыток) в подростковом возрасте должен проявляться с учетом окружающего. Например, Юля М., высокая, нескладная девочка отмечает в матери несдержанность в чувствах, особенно в присутствии других подростков. «Я была бы рада, если бы мать не целовала меня, когда рядом люди». «Излишней» нежности матери не хотят и мальчики, если «в дело и без дела мать лезет с нежностями» (Коля Н., 14 лет). Не нравятся излишние внимательность, чуткость, озабоченность матери состоянием подростка, особенно тогда, когда она хочет «без спроса лезть в личную жизнь». По шкале реальных требований Коли Н. к матери оказывается, что она вмешивается во все, «ничего от нее не утаишь»: «Я хотел бы, чтоб меня побольше оставляли дома в покое»; «Я хочу, чтобы никто ко мне не подходил, сижу себе, закрывшись».

О сепарации подростков–девочек свидетельствуют их ответы. Причем отчетливее всего сепарация проявляется тогда, когда мать не учитывает эмоционального состояния дочери, начинает допытываться, что случилось или какова причина плохого настроения. Поэтому некоторые девочки еще больше замыкаются в себе. Это осложняет отношения не только между матерью и дочерью, но и между матерью и сыном. Но что поразительно, если отец ничего не спрашивает о плохом настроении своих детей, то это не нравится еще больше. Вот как, например, заканчивает предложения Регина К.:

Шкала «Идеальные ожидания»: «Я всегда мечтаю о том, чтобы у папы нашлось время со мной поговорить. Он всегда разберется и даст правильный совет»; «Я была бы рада советоваться во всем с папой, а не с мамой. Мама сразу плакать начинает, причитает, что я не как все».

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Цепочка поколений
Мы созданы из осени и лета, Мы созданы из сумрака и света, Из жара юности и мудрости седин Мы созданы. А что мы создадим? Свою жизнь человек начинает с единства. С собой и мамой, а через неё — со в ...

Как сказать ребенку, что папа будет жить отдельно?
Прилично ли разводиться? Какие модели семей бывают? Правила оценки ресурсов семьи Памятка мамам, которые решили развестись • Как укрепить уверенность ребенка в хорошем будущем ...

Как и почему дети выводят нас из себя
Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план. Но скажите, пожалуй ...