Поиск на сайте

Родители в сознании подростка
Страница 5

Шкала «Возможные страхи, опасения»: «Я боюсь, что папа много работает с людьми и устанет от них или заболеет».

Шкала «Позитивные особенности мамы и папы»: «В сравнении с другими отцами наших ребят в классе мой лучший внешне и по жизни».

В процессе исследования были отмечены также и сепаративные настроения мальчиков–подростков Однако эти настроения приобретают особую специфику, поскольку связаны с отношением к матери в материнских семьях. Несмотря на то что мальчики понимают значимость матери в своей жизни, их взросление осложняется ее излишней заботой, из–за чего они раздражаются. Например, Илья Р. не любит, если мать появляется тогда, когда он находится среди ребят. Его беспокоит то, что она может вмешаться в их разговор, спросить, что было на уроках. Он не хочет, чтобы ребята дразнили его маменькиным сыночком. У матерей было разное образование, разное материальное положение, разная работа и разные занятия.

Сопоставим окончания фраз, написанные матерями и их детьми–подростками. Данные по двум семьям приведены в табл. 7 и 8.

Таблица 7

Взаимоотражение родителей и подростка (из благополучной семьи).

Мать К. В. Г. и сын Илья К.

Общим в отражении матери и сына является взаимопринятие, взаимопонимание и активность

Общим в отражении матери и сына является взаимопринятие, взаимопонимание и активность в конструктивной деятельности, что способствует выработке общих ценностей. Посмотрим, что является общим во взаимных оценках родителей и подростков из неблагополучных семей. Затем найдем общие особенности личности и жизнедеятельности родителей и их детей–подростков.

Таблица 8

Взаимоотражение родителей и подростка (из неблагополучной семьи).

Мать С. И. И. и Света С.

Мать и дочь понимают друг друга, что видно в сходных оценках. Но, к сожалению,

Мать и дочь понимают друг друга, что видно в сходных оценках. Но, к сожалению, их оценки друг друга не совсем позитивные, а некоторые откровенно грубые и взаимоотрицательные.

Таким образом, было обнаружено, что отражение родителей и детей–подростков в сознании друг друга зависело от того, как жили дети, в бедной или богатой семье, насколько информационно насыщенной была их среда. Подростки отмечали наиболее значимые для них особенности семьи. Но наиболее важными оказались невнимание родителей к своим детям, незаинтересованность в их развитии, неспособность разделить их мнение, огорчения, отсутствие сочувствия. В сознании же родителей их дети неспособны, неуспешны, бестолковы, не смогут, по их мнению, реализовать себя в жизни.

Возникает вопрос: «Имеют ли значение впечатления подростков о своих родителях для их дальнейшей жизни?». Несомненно, имеют, причем не только сиюминутно, сразу, но и в отдаленной перспективе, поскольку именно в семье формируется отношение к жизни, вырабатываются активность и социальные установки.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...

ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров. ...

Кризис трехлетнего возраста
— Уходи от меня, я с тобой не дружусь. Щас как зареву на тебя! Два кризиса вы уже пережили (кризис новорождённости и кризис первого года жизни). Впрочем, в суете и бесконечных заботах о физическом ...