Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащегоВоенная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащегоСтраница 4
•
желание – отражает потребность, переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить (это мотив деятельности);
•
интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами;
•
стремление – первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту;
•
установка – предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им проявлений определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целеустремленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
«Я-концепция», самосознание –
это центральная структура личности, сумма всех представлений воинов о себе.
В индивидуально-воспитательной работе значение имеет не только то, каков человек на деле, но и то, каким он видит себя, как себя ценит и чувствует.
Рассмотрев психологию личности воина, мы выделили в ней то, что называют индивидуально-психологическими особенностями конкретного военнослужащего.
Для выяснения самого существенного в многообразных проявлениях психики военнослужащего требуется ответить, как правило, на три важнейших вопроса: «Кто он?», «Что хочет? Что может?». Ответ на вопрос «Кто он?» командир получает после изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащего.
Понимание того, что подчиненный хочет, означает определение его ведущих потребностей и мотивов, его целей и, самое главное, направленности личности. Для ответа на первый вопрос необходимо изучить личностную характеристику воина, присущую ему в конкретный момент времени, полученную в ходе беседы, на основании опроса, путем наблюдения:
•
в чем он испытывает необходимость в духовном и материальном плане;
•
кто для него является примером, кому и в чем он хотел бы подражать;
•
каковы его ближайшие и перспективные устремления в учебе, военной службе, общении с сослуживцами и командирами, в работе над собой;
•
что именно побуждает воина к служебной деятельности (чувство долга или корысть, ответственность или страх и др.).
Полученные сведения о военнослужащем помогут командиру, как показывает практика, лучше понять особенности отношений подчиненного к службе, к себе и окружающим людям, позволят предвидеть его поведение.
Ответ на вопрос «Что может воин?» помогает понять, чем он отличается от других военнослужащих, к каким видам деятельности наиболее предрасположен в силу своих индивидуальных особенностей. При этом важно изучить уровень развития у него таких психических познавательных процессов, как ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь.
Ощущение –
это простейший психический процесс отражения в сознании отдельных свойств предметов или явлений при помощи органов чувств (зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и других анализаторов) человека. Если же предметы или явления отражаются в сознании человека в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств, то этот психический познавательный процесс называется восприятием
.
Представление
– это возникновение в сознании человека образов ранее воспринимаемых объектов.
Под воображением
понимается деятельность сознания, в процессе которой создаются новые образы на основе имеющихся представлений или знаний.
Благодаря воображению можно представить предметы, которые еще не влияли на органы чувств, мысленно предвидеть будущее.
Внимание
– преимущественная устремленность сознания человека на определенный объект или явление.
Смотрите также
Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса
– социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в
изоляции от взрослого мира. С возраст ...
Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации
учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо
его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности
педагога, которые н ...
Как они растут
Чтобы освободиться от подавленных эмоций, надо:
1) признать, что они существуют;
2) разрешить себе сделать то, что не позволялось в детстве;
3) рассказать, пережить снова это чувство, состояние.
О ...