Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащегоВоенная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащегоСтраница 4
•
желание – отражает потребность, переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить (это мотив деятельности);
•
интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами;
•
стремление – первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту;
•
установка – предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им проявлений определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целеустремленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
«Я-концепция», самосознание –
это центральная структура личности, сумма всех представлений воинов о себе.
В индивидуально-воспитательной работе значение имеет не только то, каков человек на деле, но и то, каким он видит себя, как себя ценит и чувствует.
Рассмотрев психологию личности воина, мы выделили в ней то, что называют индивидуально-психологическими особенностями конкретного военнослужащего.
Для выяснения самого существенного в многообразных проявлениях психики военнослужащего требуется ответить, как правило, на три важнейших вопроса: «Кто он?», «Что хочет? Что может?». Ответ на вопрос «Кто он?» командир получает после изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащего.
Понимание того, что подчиненный хочет, означает определение его ведущих потребностей и мотивов, его целей и, самое главное, направленности личности. Для ответа на первый вопрос необходимо изучить личностную характеристику воина, присущую ему в конкретный момент времени, полученную в ходе беседы, на основании опроса, путем наблюдения:
•
в чем он испытывает необходимость в духовном и материальном плане;
•
кто для него является примером, кому и в чем он хотел бы подражать;
•
каковы его ближайшие и перспективные устремления в учебе, военной службе, общении с сослуживцами и командирами, в работе над собой;
•
что именно побуждает воина к служебной деятельности (чувство долга или корысть, ответственность или страх и др.).
Полученные сведения о военнослужащем помогут командиру, как показывает практика, лучше понять особенности отношений подчиненного к службе, к себе и окружающим людям, позволят предвидеть его поведение.
Ответ на вопрос «Что может воин?» помогает понять, чем он отличается от других военнослужащих, к каким видам деятельности наиболее предрасположен в силу своих индивидуальных особенностей. При этом важно изучить уровень развития у него таких психических познавательных процессов, как ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь.
Ощущение –
это простейший психический процесс отражения в сознании отдельных свойств предметов или явлений при помощи органов чувств (зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и других анализаторов) человека. Если же предметы или явления отражаются в сознании человека в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств, то этот психический познавательный процесс называется восприятием
.
Представление
– это возникновение в сознании человека образов ранее воспринимаемых объектов.
Под воображением
понимается деятельность сознания, в процессе которой создаются новые образы на основе имеющихся представлений или знаний.
Благодаря воображению можно представить предметы, которые еще не влияли на органы чувств, мысленно предвидеть будущее.
Внимание
– преимущественная устремленность сознания человека на определенный объект или явление.
Смотрите также
Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку»
и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга.
2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...
Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о
жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей
Как любить ребенка? • Как научить ег ...
Долевая ответственность
Испортить свою родительскую жизнь можно всего двумя способами: сложив с себя
всю ответственность или взяв на себя всю ответственность за рост и развитие ребёнка.
В первом случае вы, понятно, приде ...