Поиск на сайте

Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащего
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащего
Страница 1

Индивидуально-воспитательная работа основывается на всестороннем изучении и учете командиром, воспитателем социальных, психологических, педагогических и других особенностей каждого в отдельности военнослужащего, его индивидуальности. Изучение подчиненного – емкая, многоплановая деятельность, обязательная для каждого командира-воспитателя.

Какие же данные о подчиненных необходимо знать командиру? Это главным образом общие биографические сведения; психические особенности; морально-нравственные качества; состояние здоровья.

Изучение подчиненных – одна из уставных обязанностей каждого командира (начальника). В соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС РФ и практикой индивидуально-воспитательной работы установлен необходимый и обязательный перечень знаний офицеров о своих подчиненных, который включает следующие положения:

фамилия, имя, отчество;

время и место рождения;

состав семьи, род занятий ее членов;

в каких учебных заведениях обучался;

где и кем работал;

какой общественной деятельностью занимался;

уровень физического развития, результаты в спорте, увлечения и др.

Эти и другие данные можно получить, изучив личное дело и другие документы военнослужащего, по возможности побеседовав с его родными, а также в индивидуальной ознакомительной беседе. Биографические сведения должны быть зафиксированы командиром в его педагогическом дневнике, тетради учета индивидуальных особенностей военнослужащего, а в последующем пополняться и активно использоваться при осуществлении индивидуально-воспитательной работы.

Для осуществления индивидуально-воспитательной работы не стоит ограничиваться только изучением биографических данных подчиненных. Наряду с этим необходимо изучать и знать социально-психологические особенности личности военнослужащего:

степень включенности в систему связей с сослуживцами, командирами, другими людьми;

общительность (коммуникативность);

место в коллективе (лидер, середнячок, аутсайдер и др.);

степень влияния на других военнослужащих (авторитетность);

способность адаптироваться к условиям военной службы и др.

В совокупности эти данные должны способствовать пониманию командиром, воспитателем места и роли военнослужащего в воинском коллективе и того, как коллектив отражается в его личности.

Для качественного проведения индивидуально-воспитательной работы командиру необходимо как можно полнее изучить психологические особенности каждого военнослужащего, определить своеобразие психических процессов, состояний и свойств военнослужащего, его способности, темперамент, характер, направленность и др.

Способности

– это совокупность устойчивых психологических особенностей человека, предопределяющих успешность деятельности.

Их важнейшие свойства – индивидуальное своеобразие и количественная определенность. И то и другое можно определить лишь в сравнении. Способности формируются из задатков, т. е. конкретных анатомо-физиологических особенностей новорожденного.

У всех детей есть необходимые задатки, хотя количественно они выражены неодинаково. Однако в процессе развития различия начинают вырисовываться все больше. У одного лучше развивается психомоторика, у другого – речь, мышление и т. д. Это обусловлено все теми же задатками, но не только ими. Чем дальше, тем активнее начинают включаться иные, ситуативные механизмы – удовольствие от успеха, поощрение, активная помощь. Незадействованные способности и задатки приостанавливаются в развитии, и со временем это приводит к полному их разрушению. Профессиональное обучение и деятельность формируют профессиональные способности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Аппарат анализа опасностей
Объектом анализа опасностей является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Авторитет  –  социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый ...

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...