Методы обучения военнослужащих
Страница 3

В рассказе используются приемы:

повествование (последовательное, логически связанное изложение);

описание (словесная передача внешнего вида и устройства технических объектов, хода событий);

рассуждение (использование обобщений, суждений, умозаключений).

Рассказ на занятии может длиться 10-40 минут.

Лекция

– развернутое теоретическое сообщение, изложение ряда связанных между собой вопросов по определенной теме с их научным анализом, обобщением, доказательствами, заключением и выводами.

Лекция как метод обучения представляет собой углубленное изложение крупных теоретических и практических проблем. В данном методе обучения военнослужащего органически сочетаются такие приемы, как описание, повествование, доказательство, объяснение фактов и примеров, обобщение и выводы.

Лекция – форма обучения личного состава, предназначенная для систематизированного представления военнослужащим конкретного дидактического блока учебного материала, необходимого для военно-профессионального становления. В ходе реализации данной формы дается глубокий и систематизированный анализ истории изучения и решения военно-профессиональных ситуаций, проблем и задач. Показывается место и роль данного учебного материала в подготовке военного специалиста в подразделении.

Как правило, на лекции раскрывается 2-3 вопроса в течение 2 часов.

Можно выделить следующие основные типы лекций:

1) вводная посвящается характеристике структуры изучаемого предмета, раскрытию его задач и основных проблем; в ходе лекции проводится небольшой исторический экскурс, ставятся задачи на период обучения по овладению необходимым объемом знаний;

2) лекция по теме включает основную информацию по материалам какой-либо определенной темы с соответствующими заключениями, выводами, рекомендациями;

3) заключительная предусматривает сведение в единую систему информации по разделу какого-либо учебного предмета или по предмету в целом. При этом делаются заключения и выводы, даются рекомендации;

4) проблемная посвящается какому-либо узловому вопросу, проблеме, характерной для учебной дисциплины;

5) обзорная включает материалы по ряду основных наиболее сложных вопросов нескольких тем, по разделу, с рекомендациями об изучении остальных вопросов.

Успешность применения метода устного изложения материала зависит от соблюдения ряда условий и требований, связанных с принципами обучения:

системность изложения, активизация внимания на узловых вопросах, связь с последующей информацией, наличие заключения, выводов;

научность представляемых сведений, оперирование материалом, основанным на научных данных и фактах, новых исследованиях;

убедительность, аргументированность сообщаемой информации, доказательства, а не декларирование, обсуждение фактов и выводов;

наличие новых сведений, ранее не известных обучаемым;

проблемность, воссоздание проблемных вопросов, требующих поиска ответа как с опорой на ранее усвоенные знания, так и на здравый смысл и общие принципы логики, закономерности познания;

акцентирование внимания на воспитательной стороне обучения;

эмоциональность, занимательность изложения, особенно при изучении узловых вопросов;

простота и ясность речи, достижение взаимопонимания с аудиторией, не следует злоупотреблять сложной терминологией;

хорошая техника речи, темп умеренный (70-80 слов в минуту), интонирование при изложении узловых вопросов, паузы между словами, предложениями, особенно при акцентировании внимания на важной информации.

Успешность применения метода устного изложения материала в большой мере зависит от того, насколько глубоко знает его преподаватель, каковы его опыт, методическое мастерство, умение заинтересовать материалом, стимулировать познавательную деятельность. Важную роль играет знание аудитории, ее запросов и возможностей в познавательной деятельности, а также заинтересованность обучаемых в получении соответствующих знаний, их активность.

В войсковой (флотской) практике широко используется метод обсуждения изучаемого материала. Он реализуется в обучении, боевой и общественно-государственной подготовке военнослужащих в виде бесед, семинарских и групповых занятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Ловушки для родителей
Есть всего два вида родительской любви: любовь безусловная и любовь озабоченная. ...

Вверх по лесенке
Лёнькина философия: «Мама выше меня. Заряна выше мамы. Папа выше Заряны. Мы как ступеньки». Развитие ребёнка всегда проходит через определённые стадии или, как их ещё называют, периоды. Исследова ...

ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров. ...