Поиск на сайте

Виды учебных занятий
Страница 2

Каждая учебная дисциплина начинается, как правило, с чтения вводной лекции. В ней дается определение изучаемой учебной дисциплины, сообщается краткая историческая справка о развитии соответствующей отрасли науки, освещается роль отечественных ученых в ее развитии. Лектор четко формулирует цели и задачи своей учебной дисциплины, указывает ее место в общей системе обучения в военном вузе и взаимосвязь с другими дисциплинами. Обучающиеся ориентируются лектором на основной метод ее изучения, на распределение времени по видам обучения и по семестрам, на виды контроля. Им сообщается основная и дополнительная литература и даются методические указания по самостоятельной работе над освоением материала, рекомендуются конкретные формы участия в научной работе.

В последующих лекциях раскрываются основные закономерности изучаемой дисциплины, в научной и логической последовательности излагаются ее основные вопросы, показывается связь теоретических положений науки с практикой.

В заключительной лекции подводятся итоги изучения учебной дисциплины, особое внимание обращается на проблемы, требующие разрешения, и перспективы развития соответствующей отрасли науки и техники.

Каждая лекция должна представлять собою, как правило, логически завершенное целое. Она должна основываться на современном состоянии науки и техники и читаться на высоком научном уровне. Лектор обязан разъяснять сущность новых понятий, положений, формул и их прикладное значение, широко иллюстрируя изложение практическими примерами и наглядными пособиями. Лекция должна вызывать у обучающихся необходимость самостоятельной работы и направлять ее.

В структуру лекции входят: вводная, основная часть, краткие выводы по каждому из учебных вопросов, заключение, список использованной литературы. Структура лекции должна отражать основные идеи раскрываемой военной проблемы. Работа начинается с составления плана лекции, который включает не более 1–2 вопросов. Затем обосновывается вводная часть занятия.

В ней офицер кратко характеризует место и роль данной темы в обучении воинов; обстановку, в которой решалась и исследовалась военно-теоретическая проблема; называет учебные вопросы и отмечает их значение; руководитель занятия дает обзор важнейших источников и литературы.

В основной части занятия офицер должен уделять внимание полному изложению учебных вопросов. Здесь особое значение имеет установление и поддержание учебного контакта с аудиторией, возбуждение интереса у воинов к теме лекции. Для этого используются яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркивающий практическую значимость лекции. Поддержание внимания воинов, их интереса достигается также и логикой изложения учебного материала, глубиной и новизной его содержания, четкой формулировкой теоретических положений, применением на занятиях ТСО (технических средств обучения), включением в материал лекции данных о жизни части (корабля) и опыте работы с различными категориями личного состава.

В заключительной части лекции обобщаются наиболее важные и существенные положения, делаются выводы по учебным вопросам и изучаемой проблеме в целом, ставятся задачи для самостоятельной работы. В конце лекции всегда необходимо оставлять время для ответа на вопросы аудитории.

В процессе обучения воинов последующие лекции взаимосвязаны и образуют цикл, который должен обеспечить систематизированное и последовательное усвоение военнослужащими содержания учебной дисциплины, отражающего квалифицированные требования к военному специалисту.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Авторитет  –  социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый ...

Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить запасы энергии, запастись новым ...

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...