Виды учебных занятий
Страница 2

Каждая учебная дисциплина начинается, как правило, с чтения вводной лекции. В ней дается определение изучаемой учебной дисциплины, сообщается краткая историческая справка о развитии соответствующей отрасли науки, освещается роль отечественных ученых в ее развитии. Лектор четко формулирует цели и задачи своей учебной дисциплины, указывает ее место в общей системе обучения в военном вузе и взаимосвязь с другими дисциплинами. Обучающиеся ориентируются лектором на основной метод ее изучения, на распределение времени по видам обучения и по семестрам, на виды контроля. Им сообщается основная и дополнительная литература и даются методические указания по самостоятельной работе над освоением материала, рекомендуются конкретные формы участия в научной работе.

В последующих лекциях раскрываются основные закономерности изучаемой дисциплины, в научной и логической последовательности излагаются ее основные вопросы, показывается связь теоретических положений науки с практикой.

В заключительной лекции подводятся итоги изучения учебной дисциплины, особое внимание обращается на проблемы, требующие разрешения, и перспективы развития соответствующей отрасли науки и техники.

Каждая лекция должна представлять собою, как правило, логически завершенное целое. Она должна основываться на современном состоянии науки и техники и читаться на высоком научном уровне. Лектор обязан разъяснять сущность новых понятий, положений, формул и их прикладное значение, широко иллюстрируя изложение практическими примерами и наглядными пособиями. Лекция должна вызывать у обучающихся необходимость самостоятельной работы и направлять ее.

В структуру лекции входят: вводная, основная часть, краткие выводы по каждому из учебных вопросов, заключение, список использованной литературы. Структура лекции должна отражать основные идеи раскрываемой военной проблемы. Работа начинается с составления плана лекции, который включает не более 1–2 вопросов. Затем обосновывается вводная часть занятия.

В ней офицер кратко характеризует место и роль данной темы в обучении воинов; обстановку, в которой решалась и исследовалась военно-теоретическая проблема; называет учебные вопросы и отмечает их значение; руководитель занятия дает обзор важнейших источников и литературы.

В основной части занятия офицер должен уделять внимание полному изложению учебных вопросов. Здесь особое значение имеет установление и поддержание учебного контакта с аудиторией, возбуждение интереса у воинов к теме лекции. Для этого используются яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркивающий практическую значимость лекции. Поддержание внимания воинов, их интереса достигается также и логикой изложения учебного материала, глубиной и новизной его содержания, четкой формулировкой теоретических положений, применением на занятиях ТСО (технических средств обучения), включением в материал лекции данных о жизни части (корабля) и опыте работы с различными категориями личного состава.

В заключительной части лекции обобщаются наиболее важные и существенные положения, делаются выводы по учебным вопросам и изучаемой проблеме в целом, ставятся задачи для самостоятельной работы. В конце лекции всегда необходимо оставлять время для ответа на вопросы аудитории.

В процессе обучения воинов последующие лекции взаимосвязаны и образуют цикл, который должен обеспечить систематизированное и последовательное усвоение военнослужащими содержания учебной дисциплины, отражающего квалифицированные требования к военному специалисту.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Аппарат анализа опасностей
Объектом анализа опасностей является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...

Враг первый: жизненный опыт
— Мам-пап, я загадку придумал: «В огороде стоит, лохматое и к солнцу тянется. Что это?» Родители хором: — Подсолнух! — А вот и нет. Чучело! Жизненный опыт, несомненно, штука полезная. Во многом б ...

Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить запасы энергии, запастись новым ...