Дальтон-технология

Дальтон-технология имеет своей целью индивидуальное развитие личности, развитие у ученика опыта поведения в обществе с помощью приобщения к ценностям сотрудничества, самостоятельного овладения знаниями и ответственности в приобщении к новым знаниям.

Главный принцип

– это свободное самостоятельное развитие в сотрудничестве с окружающими. Развиваясь, ученики осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, а при достижении результата их оценивает учитель. Таким образом, ученику предоставляется свобода выбора темы, темпа работы, источников информации и способов работы, по окончании которой он индивидуально отчитывается перед педагогом, т. е. в данном случае свобода не исключает ответственности. Самостоятельность проявляется в принятии решений, а также в ответственности за свой выбор.

Сотрудничество проявляется в том, что ученик может работать индивидуально, в группе или в паре с другим учеником, а также попросить помощи у учителей, родителей, товарищей по учебе. При этом ребенку незачем бояться, если он чего-либо не знает. При традиционном обучении всегда происходит обратное, т. е. ребенок может постоянно бояться своего незнания, что мешает ему развиваться. Принцип сотрудничества развивает в учениках умение уважать других людей, выслушивать и понимать их, вступать в контакты, разрабатывать вместе с другими решение проблем. Здесь ребенок учится помогать и доверять другим, нести ответственность за совместную работу.

Учебная работа реализуется с помощью Дальтон-плана, который заключает в себе задания. Индивидуальное развитие ученика происходит в первую очередь через выполнение системы заданий. Дальтон-план включает в себя время, которое дается ученику на участие в учебных занятиях и на самостоятельную работу над заданиями, называемое лабораторией. В Дальтон-плане есть также понятие «дом», которое означает, что условия учебной работы напоминают домашнюю свободу: ученик имеет комфортное для учебы место, сам выбирает товарищей по работе, а также в распоряжении учеников имеется группа консультантов.

Основой технологии Дальтон

являются творческие задания, в каждом из которых выделена определенная проблема. Задания могут носить исследовательский характер, включать в себя эксперимент, проектирование. Содержанием задания может быть информация по учебной программе или сверх нее.

Оценивание

происходит посредством индивидуальных заданий и с помощью общих проверочных работ. Оценка учителем делается в устном виде.

Задания составлены в соответствии с возможностями учеников и рассчитаны на их самостоятельное выполнение. Для достижения этих целей в задании даны указания к выполнению, требуемая литература, время на выполнение задания. Ученики имеют возможности выполнять свои задания разными способами и при этом сотрудничать с другими. Для развития у учеников самоконтроля задания предусматривают возможность самостоятельного контроля полученных знаний и достигнутых целей.

Дальтон-план может быть реализован в виде коллективного урока, результатом которого становится решение проблемы и переход к деятельности.

Занятие может быть организовано в виде лабораторной работы, когда ученик выполняет индивидуальную работу, имея в ней свой темп. При этом ученик может работать в паре или группе, может получить консультации от учителя по вопросам, интересующим его. Ученикам предоставлено широкое поле деятельности, в их работу никто не вмешивается. Учитель несет функции наблюдателя за ученической деятельностью, а также консультанта.

Занятие в форме конференции проходит как организованное обсуждение вопросов интегративного характера, на которой учащиеся делают доклады, преподнося свою собственную позицию в решении обозначенного вопроса.

Главным аспектом Дальтон-технологии, таким образом, выступает активная позиция учеников в своей познавательной работе.

Существует особая форма занятий, называемая Дальтон-часом. При этом заранее выдаются учебные задания, в которых указан срок выполнения. Когда проходит Дальтон-час, все кабинеты держат открытыми, в них находятся учителя, воспитатели и психологи. При этом в распоряжение учеников обязательно предоставлена библиотека. Созданы специальные места для занятий. Ребенок сам определяет порядок выполнения учебной работы, выбирает помощников и консультантов. Также он сам определяет время, когда отчитаться по выполненному заданию.

Смотрите также

Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку» и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга. 2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...

Как рассказать о том, что жизнь опасна?
Кого позвать на помощь, если родителей нет рядом? Чужой среди своих! Бравый Пожарный Дети в условиях терактов • Что должен знать родитель о посттравматическом стрессе у детей? • Как предупредить п ...

Как и почему дети выводят нас из себя
Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план. Но скажите, пожалуй ...