Структура и функционирование деятельности учения
Страница 3

определил, что задача – это цель, заданная в определенных условиях. Д. Б. Эльконин

отмечал, что основное отличие учебной задачи в том, что ее результат и цель состоят в изменении самого субъекта, а не в изменении предметов, с которыми он действует.

Вся учебная деятельность представляется системой учебных задач. Задачи даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия – предметные, контрольные и вспомогательные, такие как обобщение, анализ, выписывание, схематизация, подчеркивание и т. п.

В структуру задачи обязательно входят два компонента: предмет задачи в исходном состоянии и модель требуемого состояния предмета задачи. Состав задачи как данное и искомое, известное и неизвестное представляется в форме исходного их состояния и модели потребного будущего как результата разрешения отношения между компонентами состава задачи.

Задача рассматривается как сложная система информации о каком-либо явлении, процессе или объекте, в котором лишь часть сведений четко определена, а остальные неизвестны. Она может быть найдена лишь на основе решения задачи или сведений, сформулированных таким способом, что между отдельными понятиями и положениями имеются несогласованность, противоречие, требующие поиска новых знаний, доказательства, согласования, преобразования.

Любая задача состоит из нескольких частей:

1) предметная область

– класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь;

2) отношения,

которые связывают эти объекты;

3) требование задачи

– указание о цели решения задачи, то, что необходимо установить в ходе решения;

4) оператор задачи

– совокупность тех действий или операций, которые необходимо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.

Способом решения задачи называется любая процедура, которая при ее осуществлении решателем может обеспечить решение данной задачи. При решении задачи одним способом целью обучающегося является нахождение правильного ответа. Решая задачу несколькими способами, решающий стоит перед выбором наиболее краткого и экономичного решения, что требует актуализации многих теоретических знаний, известных способов и приемов, а также создания новых для данной ситуации.

Средства решения бывают материальными (инструменты), материализованными (тексты, формулы, схемы) и идеальными (применяемые знания).

Идеальные средства в вербальной форме в учебной задаче являются ведущими.

Выполнение учебной деятельности возможно только на основе осуществления учебных действий и операций. Все учебные действия делятся на два класса: общие

и специфические.

Общие используются при работе с разными знаниями (умение планировать деятельность, умение контролировать выполнение деятельности, приемы логического мышления), а специфические отражают особенности изучаемого предмета и используются в пределах данной области.

Виды умений в учебном процессе функционируют во взаимосвязи друг с другом. Познавательная деятельность

– это система определенных действий и применяемых знаний. Познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, учитывая содержание действий, из которых она складывается.

Умение учиться состоит из познавательных действий, которые ранее необходимо было приобрести, после чего они используются как средства усвоения новых действий. Усвоенные познавательные действия могут быть использованы не только в качестве средств усвоения, но и для трудовой деятельности, при открытии новых явлений.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Сверяйтесь по таблицам
Чтобы вам было проще ориентироваться во всех этих переходах, ступеньках и кризисах, мы свели их в простые таблицы. Время от времени возвращайтесь к ним. Замечено — это успокаивает. Приятно осознав ...

ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В развитии Вооруженных Сил, в решении стоящих перед ними задач особая роль принадлежит офицерскому корпусу. Офицеры – ядро человеческого фактора армии, основа морального духа войск. От уровня их п ...

Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности. Джордж Бернард Шоу Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...