Структура и функционирование деятельности ученияКниги педагогам / Педагогическая психология / Структура, функционирование и условия развития деятельности учения
и взаимодействий между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза / Структура и функционирование деятельности ученияСтраница 1
Учение является деятельностью там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные умения, знания, навыки.
Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект.
Познавательная потребность является, с одной стороны, предпосылкой учебной деятельности, с другой – ее результатом – сформированным мотивом. Учебная деятельность рассматривается при этом с точки зрения формирования познавательной мотивации. Процесс учения в условиях его правильной организации может стать условием изменения структуры мотивационно-потребностной сферы личности.
Второй аспект, который характеризует учебную деятельность, связан с рассмотрением ее составляющих структурных компонентов.
Предмет изменений в учебной деятельности – это сам человек, осуществляющий эту деятельность.
Процесс учения характеризуется как целостная система и реальный процесс решения задач, стоящих перед субъектом этой деятельности.
В учебной деятельности выделяются ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия и структура.
Предмет (или содержание)
учебной деятельности включает в себя усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам ученик.
Средствами учебной деятельности являются:
1) интеллектуальные мыслительные действия – анализ, синтез, обобщение, классификация и т. д.;
2) языковые знаковые средства, в форме которых усваивается знание;
3) фоновые исходные знания.
Способы учебной деятельности бывают репродуктивными, проблемно-творческими, исследовательско-познавательными, с помощью перехода от внешних предметных действий к внутренним умственным.
Продуктом учебной деятельности являются структурированные знания, умение решать научные и профессиональные задачи, такие внутренние новообразования, как формирование теоретического мышления, накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества.
Результатом учебной деятельности может быть потребность продолжать учение, интерес к нему, получение удовлетворения от своей деятельности или, наоборот, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избегание учебы, непосещение занятий, уход из учебного заведения.
Внешняя структура учебной деятельности включает в себя:
1) учебную мотивацию;
2) учебную ситуацию, которая включает в себя учебную задачу и ее решение с помощью учебных действий;
3) контроль педагога;
4) оценку педагога;
Учебные задачи включают в себя:
1) цель и требования задачи;
2) исходные условия предмета задачи: отношения между объектами;
3) модель требуемого состояния предмета задачи;
4) оператор задачи, т. е. совокупность действий, которые необходимо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.
Действия и операции:
1) общие – логические приемы и психологические умения; специфические – предметные действия;
2) действия целеполагания;
3) действия программирования;
4) действия планирования;
5) исполнительные действия: вербальные, материальные и практические, мыслительно-логические, перцептивные, мнемические, репродуктивные, продуктивные, преобразующие, исследовательские, исследовательско-воспроизводящие;
6) действия контроля (самоконтроля);
7) действия оценки (самооценки);
Статическая модель учения включает в себя:
1) систему мотивов – установки, интересы, ценностные ориентации, мировоззрение;
2) систему целей – овладение знаниями, умениями, видами деятельности;
3) процесс – конкретные виды деятельности;
4) условия и средства: субъективные – обученность, здоровье, уровень интеллектуально-психического развития; объективные – источники информации, педагог, технические средства обучения;
5) результат – развитие, воспитание, образование.
Функциональная модель учения включает в себя систему мотивов, условия и средства, принятие требований педагога, постановку целей учения, выбор значимых условий, разработку программы ориентировочных, исполнительных и контрольных действий, реализацию программы, контроль результатов действий, принятие норм и критериев оценки, оценивание результатов учебных действий, принятие решения о коррекции.
В учебной деятельности объединяются не только ее познавательные функции, такие как восприятие, внимание, память, воображение, мышление, но и потребности, воля, мотивы и эмоции.
Учебная деятельность характеризуется тем, что она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач. В учебной деятельности осваиваются общие способы действий и научные понятия, общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному. Учебная деятельность приводит к изменениям в самом обучающемся. В зависимости от результатов собственных действий происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося.
Смотрите также
Заключение
Дети растут сами. Как цветы. Суетиться, дёргаться, контролировать и конфликтовать—зачем?
Создайте благоприятную среду для роста и развития — и это будет самый лучший метод
воспитания:
· Не усложн ...
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные
Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое
предназначение по обеспе ...
Сверяйтесь по таблицам
Чтобы вам было проще ориентироваться во всех этих переходах, ступеньках и кризисах,
мы свели их в простые таблицы. Время от времени возвращайтесь к ним. Замечено —
это успокаивает. Приятно осознав ...