Стратегии формирования новых знанийКниги педагогам / Педагогическая психология / Теории учения и их сравнительная роль в организации современного
образования / Стратегии формирования новых знанийСтраница 5
Перед учебной практикой стоит задача обучения самим приемам умственной деятельности, или умственным действиям. Поэтому учение характеризуется как процесс одновременного накопления знаний и овладения приемами оперирования ими.
Овладение приемами происходит через ознакомление с ними, через упражнение – применение соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале, через перенос – использование приемов при решении новых задач. Таким образом, путь формирования приемов умственной деятельности является следующим: усвоение содержания приема – самостоятельное его применение – перенос на новые ситуации.
Теория планомерного формирования умственных действий и понятий имеет большие заслуги и перспективы именно в плане совершенствования методов эффективного перехода знаний от преподавателя к ученику с помощью организации и регламентации его активности. Также она помогает воспитать дисциплинированное (систематическое) мышление.
3. Стратегия экстериоризации
Чтобы организовать и описать развитие, необходим и обратный процесс – экстериоризация, т. е. перенесение психического содержания изнутри вовне. Ситуация экстериоризации
– это ситуация коммуникации, при которой возникает необходимость раскрытия свернутой мысли или чувства, структурирования ее для того, чтобы мысль была понята. Именно процессы понимания организуют экстериоризацию. Слушающий задает определенные требования к высказываемым мыслям и суждениям.
Процесс экстериоризации – это объективизация мысли, т. е. представление мысли в форме социально воспроизводимой структуры. Таким образом, мысль становится не только своим достоянием, но и достоянием других.
Мысль объективируется и становится доступной для рефлексии и критики сначала со стороны другого, затем – со стороны самого субъекта. Это та же самая мысль, только изменяющая свою форму, а в ходе критики – и содержание.
Таким образом, экстериоризация является не только механизмом развития, но и началом мышления. Мышление возникает в коммуникации и в своем развитом виде имитирует структуру коммуникации (диалогизм мышления).
Цикл развития состоит в последовательности интериоризации и экстериоризации, т. е. усвоения чего-либо и последующего его выражения, критики и исследования.
Смотрите также
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Авторитет – социально-психологическое явление, выражающееся в
возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет
официальный, должностной, определяемый ...
Помощь подростку в преодолении трудностей взросления
Вначале дадим самые общие представления о психологической помощи. Далее покажем,
как оказывается помощь подросткам, их родителям и педагогам при таких трудностях
взросления, как расстройство настр ...
Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса
– социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в
изоляции от взрослого мира. С возраст ...