Поиск на сайте

Стратегии формирования новых знаний
Страница 2

– переноса во внутренний план. Теория интериоризации наиболее полно была разработана П. Я. Гальпериным

в учении об управляемом формировании умственных действий, понятий и образов. При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов, на каждом из которых претерпевает существенные изменения и приобретает новые свойства. Принципиально важно, что исходные формы внешнего материального действия требуют участия других людей, например учителей и родителей, которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризируется, превращаясь в особую деятельность внимания.

Внутренняя психологическая деятельность имеет такой же инструментальный характер, как внешняя деятельность. Инструментами деятельности являются знаковые системы, в первую очередь язык, которые усваиваются обучающимся. Инструменты внутренней деятельности имеют культурно-историческое происхождение и могут передаваться другому человеку в процессе совместной практической деятельности, вначале внешней и материальной.

По мере приложения этой теории к реальному практическому обучению выяснилась возможность формирования навыков, знаний и умений с заранее заданными свойствами, т. е. проектирования будущих характеристик психической деятельности.

1. Любое действие представляет собой сложную систему, которая состоит из нескольких частей: ориентировочной (управляющей), исполнительной (рабочей) и контрольно-корректировочной. Ориентировочная часть

действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть

осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть

отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия. Контрольная функция действия трактуется П. Я. Гальперинъм

как функция внимания.

В различных действиях все его части имеют разную сложность и разную значимость. При отсутствии хотя бы одной части все действие разрушается. Процесс обучения формирует все три части действия, но более направлен на его ориентировочную часть.

2. Всякое действие характеризуется определенным набором параметров, являющихся относительно независимыми и встречающихся в разных сочетаниях:

1) форма совершения действия:

а) материальная,

при действии с конкретным объектом, или материализованная,

при действии с материальной моделью объекта, чертежом, схемой;

б) перцептивная

– действие в плане восприятия;

в) внешнеречевая (или громкоречевая)

– операции по преобразованию объекта проговариваются вслух;

г) умственная

– в том числе и внутриречевая;

2) мера обобщенности действия – способ выделения существенных свойств предмета из несущественных. Она определяется ориентировочной основой действия, а также вариацией материала;

3) мера развернутости действия – дает представление обо всех операциях, которые были первоначально включены в действие. Когда действие формируется, его операционный состав уменьшается, соответственно оно становится сокращенным;

4) мера самостоятельности – объем помощи, которую оказывает учащемуся преподаватель в ходе деятельности по формированию действия;

5) мера освоения действия – степень автоматизма и быстроты выполнения.

Также выделяются иногда и вторичные качества действия

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности. Джордж Бернард Шоу Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...

Младшеклассник и другие
В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру. Впрочем, мир его был тогда не большой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит в «большую жизнь»: школа, друзья, ...

ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает. ...