ВСТРЕЧА С БАНДОЙ
Страница 1

86. Не думайте, что мы исчерпали «детскую тему», ведь ничего еще не было сказано ни о половом поведении детей и подростков, ни об организации их в клубы и банды. И то и другое темы во многом этологические. Рассказать о них нужно так, чтобы во взрослом читателе меня понял уснувший подросток, а в подростке пробуждающийся взрослый. Начнем с клубов на примере фанатов рок-музыки.

Древние египтяне причисляли павиана к священным животным, потому что на заре он поднимается на открытое место и при восходе солнца воздевает к небу руки, громко ревет и кланяется. Священно животное, подобно человеку поклоняющееся солнцу… Все логично. Через тысячелетия этология внесла лишь одну поправку: не павиан поклоняется солнцу, подобно человеку, а человек подобно павиану. Ибо кричать на заре общее свойство приматов. Впрочем, не только приматов, но и некоторых других животных, особенно птиц. («Ночь с ее опасностями миновала! Слышите? Я жив! А вы?» и крики соседей оглашают округу. Вот коммуникативное содержание утренних криков.)

Для жителей Севера гомон леса это птичий гомон. В тропиках же все перекрывает рев обезьян. Это самые шумные млекопитающие. Лес время от времени оглашается групповыми криками потрясающей силы. Обезьяны приходят в возбуждение, трясутся, подпрыгивают, сотрясают деревья. Цель такого демонстративного поведения (как называют его этологи) показать соседним группам мощь и единство своей группы. После участия в демонстративном шуме каждый член группы чувствует себя увереннее, особенно если его группа перекричала соседние. 87. От подобных предков нам, людям, досталась не только звуковая коммуникативность (и именно звук, а не жест, например, стал базой для языка), но и многие связанные с ней врожденные программы поведения.

Одна из них потребность в групповых пошумелках.

В ритмичных грохоте, выкрике, топоте движениях боевой группы мужчин любой без труда узнает ее прародительскую основу. Через ритмический шум до воинов по бессознательному каналу приходит ощущение единства и силы, а до их противников, тоже по бессознательному каналу, смятение и ужас.

Нуждаемся мы и в мирных пошумелках собрались свои, и все говорят друг другом громко, оживленно и не важно чем. Каждый участник чувствует это ему очень нужно, но выразить почему трудно: пошумели, погудели и разошлись. Разуму мало что дало, а вот душе, настроению стало лучше. Это одна из многих доразумных форм общения, речь в ней принимает участие, но не как средство передачи информации, а как средство общения.

Пошумелки на стадионе (с подпрыгиванием, криком, топотом, грохотом, треском трещалок, воем дудок) происходят вообще без речевого общения, в нем не нуждаются. Здесь важно соревнование в шуме своих и чужих. Возбуждение так велико, а чувство единства становится так сильно, что болельщики одной команды (друг с другом незнакомые), бывает, всей массой бросаются на болельщиков другой команды. Так случалось в Древнем Риме, так происходило в современном Лондоне у народов, уважаемых за их разумность и выдержку. 88. Главное в массовой пошумелке ритм. Если массе удалось создать единый мощный ритм, масса едина.

Мы все умеем это делать инстинктивно: вспомните чудо рождения единого ритма из шума аплодисментов в зале или на митинге. Как бы против закона об энтропии тысячи незнакомых людей, не договариваясь, в течение нескольких десятков секунд синхронизируются.

Если согласиться с тем, что ритм первооснова музыки, то мы должны понимать, что способность создавать ритм и эмоционально на него реагировать передалась нам с генами дочеловеческих предков, что в этом мы едины с приматами.

«Музыка» (в такой ее расширенной трактовке) очень важное доречевое средство общения. Ладони, пятки, голос и Подходящие предметы ее инструменты, которые всегда с нами. Ребенок пробует (играть в «ладушки» раньше, чем начинает говорить.

В маленьких детях потребность в пошумелках, попрыгушках очень сильна. Уже в доречевом возрасте они знают, как это делать, и делают точно так же, как все утеныши приматов: топают, кричат, подрыгивают, стучат предметами. Они сходятся по нескольку человечков и устраивают прекрасно ритмизированную пошумелку. 89. А еще есть пошумелки подростков.

Кто рос в военные и первые послевоенные годы, когда подросткам были недоступны музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие устройства, тот может вспомнить проходившие по дворам или улицам ватагу ребят, оглушительно стучавших в старые кастрюльки, листы железа, трещавших палками по заборам, барабанивших по водосточным трубам и ритмично выкрикивавших нечто почти нечленораздельное. Разгонят их в одном месте они соберутся в другом. Или заберутся на жестяную крышу и устроят, стуча по ней, жуткую пошумелку.

А кто рос в еще более давние времена начала пионерии, тот помнит, как привлекательно для ребят было шествие отряда по улицам городка, время от времени нарушавшее его жизнь ревом горна и грохотом барабанов, ритуализированные по шум елки, да еще такие, что взрослые боялись их пресечь. (Я говорю здесь только о бессознательном пласте пионерских шествий. Но и их сознательный девиз дорогу молодым строителям нового мира был, как станет ясно из дальнейшего, в струе мотивации этой формы подросткового поведения.) 90. Подростковые пошумелки можно, как мы только что вспомнили, устраивать и со старыми кастрюлями. А давайте представим, что будет, если дать ребятам музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие устройства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности. Джордж Бернард Шоу Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...

Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить запасы энергии, запастись новым ...

Ребенок-дошколёнок
Буйная фантазия, богатое воображение и неуёмное любопытство превращают ребёнка-дошколёнка в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело. Мама и тётя Лариса весело обсуждают, что делат ...