Организация воспитательной работы с солдатами и сержантами, проходящими
службу по призыву и по контрактуВоенная педагогика / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Организация воспитательной работы с солдатами и сержантами, проходящими
службу по призыву и по контрактуСтраница 1
В современных условиях значительно вырос уровень развития как самого человека, так и социума, частично изменились ценности и мотивация, возросли требования к уровню подготовки, компетентности специалиста, пониманию приоритетности профессионализма в процессе деятельности военнослужащего. Все это в значительной мере требует изменения содержания, организации, методики воспитательного процесса.
Современная ситуация объективно предполагает необходимость глубокого и полного изучения психолого-педагогических особенностей рядового и сержантского состава, проходящего службу в Вооруженных Силах как по призыву, так и по контракту. Выделение этой категории военнослужащих в воспитательном процессе обусловлено рядом причин:
•
их служба соответствует определенному социально-правовому положению;
•
выполняемые ими профессиональные задачи однотипны;
•
эта категория военнослужащих составляет большую часть воинских подразделений и непосредственно на них возлагается решение основных задач, стоящих перед армией.
Для формирования профессионально важных качеств у военнослужащих данной категории в современных условиях необходим научный, глубоко обоснованный и продуманный подход к их воспитанию.
Воспитание военнослужащих начинается с целеполагания, когда на основе общих институциональных ставятся конкретные цели и намечаются задачи воспитательной деятельности. Цели могут быть общими, касающимися всего процесса воспитания, и частными, обозначенными на отдельном этапе воспитания для достижения определенного результата. Определение и постановка частных целей в системе воспитания военнослужащего имеют несколько этапов:
1) уяснение современных требований, предъявляемых военнослужащему нормативными документами Министерства обороны Российской Федерации;
2) оценка материальных, организационных, педагогических возможностей субъектов воспитания;
3) определение приоритетных качеств военнослужащих;
4) планирование конкретных учебных, воспитательных, организационных, административных и иных мероприятий и отдельных воспитательных актов.
Сегодня объективно выделяется особая категория – военнослужащие, проходящие службу по контракту, которая требует новых подходов в процессе воспитания. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
•
определенная ограниченность мотивов службы материальными рамками и недостаточность других стимулов, побуждающих к службе по контракту;
•
необходимость оптимизации проведения свободного и служебного времени, воспитания устойчивого отрицательного отношения к негативным явлениям (воровству, пьянству, наркомании, неявкам на службу, хулиганству);
•
трудности адаптации военнослужащих среднего возраста, имеющих перерыв в армейской службе, к условиям военной службы;
•
высокая интенсивность общения военнослужащих и гражданских лиц, представителей неармейских структур (органы социальной защиты, семья, круг друзей и т. д.);
•
определенные трудности молодых офицеров в работе с солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту, обусловленные возрастом, недостаточными опытом и подготовленностью.
К положительным чертам военнослужащих, проходящих службу по контракту, можно отнести то, что это люди зрелые, обладающие социальным опытом, почти все со средним образованием, прошедшие школу армейской жизни; в ряде случаев они обеспечены жильем и имеют свои семьи.
Среди отрицательных черт – ориентация на материальные стимулы к службе по контракту, недостаточный уровень удовлетворенности выбранной профессией, неготовность ограничить свои потребности, воспринять жесткие армейские требования, неуверенность в своем будущем и отсутствие твердых намерений продолжать профессиональную службу в армии, недоверчивое и скептическое отношение к своим командирам (прежде всего к молодым офицерам).
Все это существенно повышает требования к системе воспитания, заставляет учитывать специфику данной категории военнослужащих.
Качественная организация воспитания предполагает его совершенствование: повышение уровня психолого-педагогической и методической подготовки офицеров; объединение их общих усилий в процессе воспитания военнослужащих, проходящих службу по контракту; изучение особенностей этой категории военнослужащих и оптимизации содержательно-структурной стороны процесса их воспитания; обоснование идеи, целей и задач воспитания; разработку методики его осуществления.
Смотрите также
Младшеклассник и другие
В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру.
Впрочем, мир его был тогда не большой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит
в «большую жизнь»: школа, друзья, ...
Как они растут
Чтобы освободиться от подавленных эмоций, надо:
1) признать, что они существуют;
2) разрешить себе сделать то, что не позволялось в детстве;
3) рассказать, пережить снова это чувство, состояние.
О ...
Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса
– социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в
изоляции от взрослого мира. С возраст ...