Направления, содержание и педагогические условия воспитания культуры взаимоотношений военнослужащих
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Направления, содержание и педагогические условия воспитания культуры взаимоотношений военнослужащих
Страница 2

Однако военнослужащие не остаются пассивными объектами, так как сознательно и активно относятся к воспитательным воздействиям. Если у них сформированы положительное внутреннее отношение и понимание необходимости решения воспитательных задач для повышения боеготовности воинских частей и подразделений, то процесс воспитания быстрее достигнет своих целей.

Эффективность воспитания культуры взаимоотношений военнослужащих определяется уровнем подготовленности командиров воинских подразделений, а также требовательностью руководящего состава, уровнем поддержки и помощи, оказываемой ему со стороны органов воспитательной работы, сплоченностью и целеустремленностью всего коллектива воинской части, задействованного при решении задач воспитания. «Лучше иметь 5 слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем 10 хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет», – отмечал выдающийся отечественный педагог А. С. Макаренко.

Но воспитание не только удел его субъектов. Четко продуманная и спланированная жизнь воинских подразделений, приведение всех ее сторон в соответствие с требованиями воинских уставов во многом способствует превращению ее в воспитательную среду. Иначе эффект воздействия будет значительно снижен или сведет все усилия к нулю из-за отрицательной микросреды. Это обусловлено тем, что организация жизни, согласно требованиям воинских уставов и этических норм и правил, обеспечивает накопление опыта правильного поведения военнослужащих, что дает возможность активного его превращения в потребности и привычки культурного поведения. Знания культурных норм и правил становятся убеждениями личности при их ежедневной реализации в различных видах воинской деятельности. Поэтому крайне важно при планировании и проведении воспитательных мероприятий в воинских частях и подразделениях помимо рассмотрения теоретических сторон культуры взаимоотношений предусматривать их практическое усвоение. Этому способствует создание комплекса педагогических ситуаций для проявления и закрепления полученных знаний, формирования и развития на их основе необходимых личностных качеств у военнослужащих. В этих целях также применяется активное вовлечение всего личного состава в различные виды культурных отношений в повседневной деятельности.

Культуру личности можно представить еще и как единство внутренней и внешней культуры. От принятия каждым военнослужащим требований воинских уставов, приказов, директив командования будет зависеть развитие у него необходимости строгого соблюдения норм и правил воинской службы. В этом и будет заключаться переход от внешних требований к внутренней убежденности поступать именно таким способом.

В содержательном плане процесс воспитания культуры взаимоотношений предполагает правовое обучение и воспитание личного состава воинских подразделений, развитие у военнослужащих чувства гражданственности и патриотизма, убежденности в необходимости защиты Отечества и гордости за принадлежность к Вооруженным силам, своей воинской профессии, воспитание межнациональной культуры, дисциплинированности и культуры поведения и т. д. Эти требования закреплены в воинских уставах, приказах и военной присяге как важнейшее условие воспитания защитников Отечества.

Требуемое поведение возможно только при расширяющемся опыте и соответствующей эмоциональной настроенности. Приобщение к культурным ценностям должно стать ежедневным и осуществляться самыми разными способами: на учебных занятиях, в общении, при чтении книг, просмотре кинофильмов, на конференциях, при посещении театра, на встречах с интересными людьми и т. п.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Авторитет  –  социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый ...

Как они растут
Чтобы освободиться от подавленных эмоций, надо: 1) признать, что они существуют; 2) разрешить себе сделать то, что не позволялось в детстве; 3) рассказать, пережить снова это чувство, состояние. О ...

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...