Целенаправленность, гражданско-патриотическая и военно-профессиональная
направленность воспитания военнослужащихВоенная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Целенаправленность, гражданско-патриотическая и военно-профессиональная
направленность воспитания военнослужащихСтраница 1
В воспитании вообще и военнослужащих в частности важнейшее место принадлежит принципу целенаправленности всех педагогических взаимодействий, влияний и воздействий. Великий отечественный педагог А. С. Макаренко утверждал, что без ясного «ощущения цели никакая воспитательная деятельность невозможна».
С точки зрения педагогического содержания всегда есть две стороны – целенаправленность любого воспитательного мероприятия или действия и целесообразность его осуществления. Цель, осознанная с учетом того, что должен получить воспитатель в результате своей деятельности, выступает как целенаправленность, а цель, осознанная в плане ее полезности, выступает как целесообразность. Перед командиром (начальником), приступающим к воспитательному влиянию и воздействию, стоят два основных вопроса: что он должен получить в результате воспитательных мероприятий и какую пользу принесут полученные результаты?
Целевые установки в воспитании военнослужащих могут быть представлены на различных уровнях. Первый – общая цель, определяемая на уровне требований общества, государства (например, воспитание человека-патриота, гражданина своего Отечества и т. д.). Второй уровень – особая цель (или группа целей), определяемая требованиями воинской службы, необходимостью воспитания защитника государства. Третий уровень – частная цель, определяемая на уровне индивидуального развития личности военнослужащего, требованиями самосовершенствования.
К числу требований и правил реализации данного принципа относятся:
•
ясное и четкое осознание и понимание субъектами и объектами целей воспитания;
•
четкая целенаправленность всех мероприятий воспитательной работы;
•
высокий уровень организации воспитательных воздействий;
•
целесообразный выбор тех или иных средств, методов, форм и приемов воспитательных воздействий;
•
связь воспитательной деятельности с жизнью, с конкретными задачами, которые решают военнослужащие, с условиями их службы;
•
настойчивость в достижении воспитательных целей;
•
формирование у военнослужащих положительного отношения к цели воспитания;
•
объективная, всесторонняя и систематическая оценка результатов воспитания.
В воспитании военнослужащих важен принцип гражданско-патриотической и военно-профессиональной направленности деятельности. Он отражает суть закономерной связи процесса воспитания с задачами формирования и развития у военнослужащего качеств гражданина-патриота и военного профессионала, убежденности в необходимости выполнения своего долга служения Отечеству, своему народу, в ответственности, чести и совести. Данный принцип требует, чтобы в содержании, организации и проведении любого воспитательного мероприятия, учебного занятия идеи гражданственности, патриотизма, военного профессионализма находили свое отражение, а воспитатели руководствовались ими в практической деятельности и служили образцом выполнения своего гражданского и воинского долга.
Принцип воспитания в различных видах деятельности военнослужащих отражает закономерную обусловленность формирования личности благодаря полезному труду. Условно последний можно подразделить на несколько основных видов.
1. Военно-профессиональный труд, связанный с выполнением обязанностей по службе, по видам Вооруженных Сил, по должностным обязанностям, их выполнению в различных условиях военной службы, особенно боевых.
2. Труд, связанный с множеством военных специальностей, каждая из которых требует формирования и развития, помимо общих, особых, специальных качественных характеристик.
3. Учебно-познавательная деятельность, обладающая большими возможностями для воспитания военнослужащих.
4. Общественный труд, связанный с организацией и проведением различных мероприятий в интересах решения воспитательных задач, участие всех военнослужащих в культурно-досуговой и спортивно-массовой работе. Данный вид деятельности направлен прежде всего на удовлетворение личных потребностей военнослужащего, развитие творческой самодеятельности, воспитание физической культуры, развитие духовных и физических способностей, необходимых для качественного выполнения воинского долга.
Смотрите также
Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...
Долевая ответственность
Испортить свою родительскую жизнь можно всего двумя способами: сложив с себя
всю ответственность или взяв на себя всю ответственность за рост и развитие ребёнка.
В первом случае вы, понятно, приде ...
Сверяйтесь по таблицам
Чтобы вам было проще ориентироваться во всех этих переходах, ступеньках и кризисах,
мы свели их в простые таблицы. Время от времени возвращайтесь к ним. Замечено —
это успокаивает. Приятно осознав ...