Содержание, виды и направления воспитания военнослужащих
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Содержание, виды и направления воспитания военнослужащих
Страница 1

Важный элемент процесса воспитания, в определенной степени его основа – его содержание, включающее идеи, теории, концепции, научные положения, точки зрения, факты по различным аспектам жизни личности, общества, государства, Вооруженных Сил, воинской службы; в целом все то, благодаря чему формируется и совершенствуется военнослужащий.

Вопрос о содержании воспитания в современных условиях один из сложных, поскольку Российское государство отказалось от прежней, коммунистической идеологии, а новая совокупность идей находится в стадии разработки. Однако в последние годы на государственном уровне сделаны существенные шаги в этом направлении. Также определение содержания воспитания зависит от состояния развития всех наук и прежде всего общественных, гуманитарных, социально-экономических и психолого-педагогических. Кроме того, задача военной педагогики, теории воспитания военнослужащих заключается в обосновании и продуманном использовании содержания, разработанного педагогикой, другими науками.

Содержание воспитания военнослужащих находит отражение в планах и программах общественно-гуманитарной подготовки, во всех других воспитательных мероприятиях и действиях субъектов воспитания.

Поскольку в теории воспитания понятие «содержание» употребляется для обозначения комплекса идей и положений, на основе которых развивается личность воина, постольку в этом случае используются такие термины, как «виды и направления воспитания».

Все виды и направления воспитания способствуют реализации общей и частных целей развития личности военнослужащих, которые обладают высокими морально-боевыми и физическими качествами, необходимыми для вооруженного защитника Родины.

Содержание воспитания военнослужащих Вооруженных Сил раскрывается через совокупность основных его видов: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое и экологическое воспитание. Данные виды включают ряд направлений.

Государственно-патриотическое воспитание –

оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Основные направления государственно-патриотического воспитания военнослужащих таковы:

формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;

наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил;

творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий;

совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов.

Воинское воспитание

– процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества.

Основные направления воинского воспитания:

создание условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования;

обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам;

моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса;

поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях);

создание условий по обеспечению безопасности военной службы;

обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга;

использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

Нравственное воспитание –

оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.

Основными направлениями нравственного воспитания выступают:

вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику;

разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы;

стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании;

применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;

целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Вверх по лесенке
Лёнькина философия: «Мама выше меня. Заряна выше мамы. Папа выше Заряны. Мы как ступеньки». Развитие ребёнка всегда проходит через определённые стадии или, как их ещё называют, периоды. Исследова ...

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...

О жизни по телевизору
Как научить ребенка смотреть телевизор? Чем телевидение завораживает детей? Как влияют телевизионные образы на детей? С какого возраста детей можно оставлять у телевизора без присмотра взрослых? • ...