Закономерности обучения военнослужащих
Страница 1

Обучение военнослужащих представляет собой закономерный и диалектически развивающийся процесс. В нем своеобразно проявляются законы и закономерности общественного развития, познавательной деятельности людей, формирования личности, психологии, философии, социологии, физиологии, кибернетики, моделирования и др. Однако у него есть и свои закономерные связи с различными явлениями общественной жизни и военного дела, а также с другими составными частями педагогического процесса (воспитанием, развитием, психологической подготовкой).

Необходимо заметить, что, хотя выявленные закономерности процесса обучения военнослужащих могут опираться на утверждения, полученные в других науках, но обращенные к проблемам дидактики, они являются дидактическими и относятся непосредственно к военной дидактике, поскольку вскрывают внутренние связи в процессе обучения военнослужащих.

Закономерности обучения, будучи выражением действий законов в конкретных условиях (утверждениями, вскрывающими связи между явлениями, но не столь строгие, как законы), – это объективные, существенные, устойчивые и повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Особенность понятия «закономерность» в дидактике состоит в том, что эти связи и зависимости компонентов процесса обучения имеют по преимуществу вероятностно-статистический характер; часть из них действует практически всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения военнослужащих зависят от требований государства, Вооруженных Сил к уровню подготовки военнослужащих.

Основная же часть закономерностей проявляется в качестве тенденции, т. е. не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно как для всех общественных процессов, так и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности участников этого процесса; социальных, экономических, культурных, материальных условий и др.

Многие закономерности могут быть обнаружены опытным, эмпирическим путем. Однако для большей эффективности обучения военнослужащих и в связи с его усложнением в Вооруженных Силах, вызванным включением в него новых средств, офицеру, командиру, военному педагогу необходимы теоретические знания о закономерностях, по которым протекает процесс обучения.

Их разделяют по различным основаниям на объективные (присущие процессу обучения по его сущности) и субъективные (зависящие от предпринимаемой участниками обучения деятельности), внешние и внутренние, общие и частные.

Внешние закономерности характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий, социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Другими словами, это – зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом.

Закономерности, действующие в процессе обучения, также подразделяют на общие и частные (конкретные). Охватывающие своим действием весь процесс обучения, называют общими, те же, действия которых распространяется на отдельные компоненты, – частными (специфическими).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Как они растут
Чтобы освободиться от подавленных эмоций, надо: 1) признать, что они существуют; 2) разрешить себе сделать то, что не позволялось в детстве; 3) рассказать, пережить снова это чувство, состояние. О ...

Помощь подростку в преодолении трудностей взросления
Вначале дадим самые общие представления о психологической помощи. Далее покажем, как оказывается помощь подросткам, их родителям и педагогам при таких трудностях взросления, как расстройство настр ...

Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей Как любить ребенка? • Как научить ег ...