Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам
Трудности взросления / Помощь подростку в преодолении трудностей взросления / Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам
Страница 4

Участвуют 15–20 подростков. Они встают в круг, им говорят, что сейчас они будут учиться «уходить в себя», встречаться с самим собой. Каждый получает свечу, которая будет гореть до конца испытаний. Разговаривать с кем–то нельзя. Находясь друг от друга на расстоянии 5 м, каждый садится на стул или на корточки, лежит (кому как удобнее), смотрит на огонь и погружается в себя. Он задает себе вопросы: «Кто я?», «Что я сделал сегодня хорошего?», «Кем я буду в этой жизни?», «Что я буду делать через пять лет?», «Справлюсь ли я со всеми трудностями?», «Какие меня ждут испытания?», «Есть ли у меня силы выдержать все преграды?», «А как я буду служить своему Отечеству, своей маме, папе, бабушке?», «Готов ли я подчиниться приказу, без ропота выполнять то, что от меня потребуют?», «Что я считаю допустимым, а что никогда нельзя делать?», «Категоричны ли мои суждения и умею ли я себя слушать?» и пр.

При завершении психолог подводит итоги: всем ли легко было уединяться, разговаривать с самим собой, какие были трудности. Подчеркивается, что не всегда подростки умеют находить в самом себе ресурсы помощи. Если тренинг проводится на природе, а не в комнате, то разжигают костер. Кто–то может уйти через некоторое время, если он посчитает нужным. Тренинг продолжается один час.

На следующий день проходит обсуждение: «Что я узнал о себе нового?», «Как изменило меня испытание одиночеством?», «Чего я хочу от себя и других?», «Плохо ли быть предоставленным самому себе?».

Психолог замечает, что самостоятельное выполнение всех этих упражнений без участия взрослых или специалистов чревато неприятными последствиями. Самодеятельные, неконтролируемые упражнения могут еще больше усугубить психические травмы и сформировать неблагоприятные психологические комплексы (стигматизацию). Добровольное введение себя в ситуацию испытания должно быть основано на научном знании. Если возникает желание заняться самообразованием, необходимо проконсультироваться с психологом.

Групповые занятия с подростками могут быть разнообразными. Можно сплотить ребят, уменьшив их напряжение и одиночество игрой в пожелания. Для этого педагог предлагает поиграть: каждый пишет какое–то пожелание как бы самому себе. Затем все они складываются в пустую закрытую коробку. Поочередно каждый вытаскивает из нее пожелание, благодарит за него. Таким образом оказывается, что каждый принят остальными, все желают друг другу добра, любви и всего наилучшего.

Можно попросить двоих или троих ребят нарисовать общий сюжет, слушая и дополняя друг друга. При выполнении рисунка определяется, кто лидировал, кто отступал от общего замысла, кто препятствовал работе и почему не получилось общего сюжета (начинает работу лидер, он же дает пояснения, как лучше воплотить замысел, делает обобщение, уточнение, предлагает что–то дополнить или убрать; зависимый меньше предлагает и больше исполняет то, что предлагает лидер).

Подросток, как уже отмечалось, может сам оказывать себе помощь. Особенно это касается установления благоприятных отношений с учителями. Именно с ними возможны большие трудности и переживания. Предлагаем памятку о том, как можно устанавливать благоприятные отношения с педагогами.

Памятка учащимся о взаимоотношениях с учителями

Взаимоотношения – это такая связь между людьми, при которой один человек

начинает влиять на другого, меняя свое и его поведение.

Взаимоотношения с учителями становятся хорошими и помогают учиться, если учащиеся:

• придерживаются принятых норм поведения в обществе, в быту, школе;

• проявляют истинный интерес к преподаваемому предмету, активны науроке;

• подчиняются требованиям учителя и поддерживают его предложения;

• умеют правильно воспринимать критику. Если не согласны с ней, послеуроков в вежливой форме выясняют, чем она вызвана: «Объясните, пожалуйста, почему…», «Извините, можно ли узнать, почему мне поставлена такая низкая оценка», «Простите, но я не согласен с вашим мнением о моей работе. Объясните, пожалуйста, в чем я не прав…» и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Учет: понятие, необходимость, стадии
Оперативный учет – система учета хозяйственных операций на рабочих местах. Отличительный признак этого вида учета – оперативность получения и использования информации о хозяйственных опе ...

Ребенок-дошколёнок
Буйная фантазия, богатое воображение и неуёмное любопытство превращают ребёнка-дошколёнка в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело. Мама и тётя Лариса весело обсуждают, что делат ...

Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку» и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга. 2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...