Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам
Трудности взросления / Помощь подростку в преодолении трудностей взросления / Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам
Страница 3

У участников создается впечатление, что они уходят в разные стороны от костра, но на самом деле тропа страха одна. На ней ребята находятся около 10 минут, следуя по маршруту горящих свечей, сворачивая в клубок шпагат и ища спрятанный предмет.

Подросток подвергается следующему испытанию: проходит мимо светящихся чучел людей, светящихся голов с пустыми глазницами (тыквы, дыни, арбузы), он слышит смех, неопределенные звуки, преодолевает препятствие, встречает человека в камуфляже. (Ребята отвечают на его вопросы, а затем идут дальше.) Подробности пиротехника оптом на сайте.

Пройдя все испытания, подростки возвращаются на поляну, где их встречает психолог, проводит с ними релаксацию и психомассаж (предлагает натянуть на себя одеяло, что создает эффект защищенности).

Первым пройти тропу страха предлагают самому младшему или девочке. Их сопровождает психолог, которого они не видят. После того как тропу страха прошли все, дается время на самоанализ, обсуждаются переживания и наиболее страшные места. Ни появление страхов, ни слабость не оцениваются. Подчеркивается возможность справляться со всеми страхами, ужасом, паникой. Подростки должны осознать свои достижения и возможности в будущем.

Заканчивается испытание страхом ритуальным действием. Все стоят около костра, берутся за руки и повторяют: «Я могу преодолеть страх. Я способен вынести много». Затем психолог сообщает: «Пусть тепло и свет нашего костра помогут вам в будущем понять, что вы можете контролировать все. У вас много сил, вы – не слабые».

Спустя некоторое время подростки описывают, что для них было самым трудным, почему они довольны собой, что нового они узнали о себе.

В помещении групповая помощь в борьбе со страхами может быть следующей.

Все подростки сидят в кругу, горят свечи. Затем поочередно с интервалом в одну минуту они уходят на маршрут, который слабо освещен свечами на определенных отрезках. Отрезки контролируют взрослые.

Вначале из дверного проема, в который надо войти, раздаются невнятные звуки, затем освещается страшная рожа. На лестничной клетке, к которой подходит подросток, стоит чучело в парике и кепке. Надо пройти мимо этого чучела. На маршруте тоже попадается чучело в причудливой позе. Затем по мере приближения к цели надо проползти под веревкой с флажками. Веревка дергается, как только кто–то к ней приближается. Подросток встречает скелет, освещенный изнутри, фигуру в белом, издающую тоскливый вой, неожиданно вылетающий надутый матрац. Из темноты появляется карлик в черном, он спрашивает подростка: «Не боишься идти дальше?» Позади карлика кривляются фигуры в балахонах. В конце пути ребятам попадается ведро с водой, камнями и водорослями. Надо взять из ведра камушек – пропуск на дальнейшее продвижение и завершение пути. Но сверху сваливается сетка, в которой подросток может запутаться, камешек помогает ему освободиться. (Помогают взрослые в масхалатах.)

Подросток может попросить помощи в прохождении маршрута. Завершив его, ребята садятся в комнате и обсуждают свои страхи и их преодоление. Общие переживания объединяют их, обсуждаются слабости, смелые поступки кого–то одного не оцениваются и не выделяются. Обсуждение направлено не на индивидуальные особенности кого–то, а на возможности справляться с неприятными, вызывающими страх явлениями и на самоконтроль. Акцент делается на том, что страх – обычная реакция любого человека, возникающая при неопределенности.

Одиночество и депрессии также можно корректировать. Помощь основана на специальной провокации одиночества.

Подросткам объясняется, что обособиться – значит уйти в себя, выделиться из группы. Обособление помогает сохранить свою индивидуальность с помощью невидимой границы, устанавливаемой подростком, за нее вторгаться никому нельзя. Однако одиночество – это крик души о помощи. Человек может быть счастлив, когда он одинок, не всегда следует растворяться в «мы». Добровольное уединение позволяет осознать причины многих неудач, ошибки во взаимодействии с другими, развивает способности эффективно общаться, так как помогает сопоставлять свои и чужие желания, мотивы поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров. ...

Долевая ответственность
Испортить свою родительскую жизнь можно всего двумя способами: сложив с себя всю ответственность или взяв на себя всю ответственность за рост и развитие ребёнка. В первом случае вы, понятно, приде ...

Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей Как любить ребенка? • Как научить ег ...