Младший школьный возраст
Страница 1

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Она имеет определенную структуру. Ребенок в этом возрасте включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой оцениваются близкими взрослыми. Развитие личности в этот период непосредственно зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика. Мотивационная сфера, Сколько стоит лицензия на алкоголь для ресторана alcolawyer.ru.

по мнению А. Н. Леонтьева,

является ядром личности.

Первым компонентом учебной деятельности является мотивация. Учебная деятельность направляется и побуждается различными учебными мотивами. Мотивы многообразны, среди них есть наиболее адекватные учебным задачам учебно-познавательные мотивы. Если они формируются у ученика, то его учебная работа становится осмысленной и эффективной. В их основе лежит познавательная потребность, а также потребность в саморазвитии. Это и интерес к содержанию учебной деятельности, т. е. к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как и какими способами достигаются результаты и решаются учебные задачи. Мотивация процессом учебной деятельности для ребенка – это также и мотив собственного роста, развития своих способностей, самосовершенствования.

Существуют виды мотивов:

1) широкие социальные мотивы учения – статус хорошего школьника, долг, ответственность, необходимость получить образование. Эти мотивы осознаются учениками и придают определенный смысл их учебной работе. Социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, у детей, которые хорошо успевают с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах. У неуспевающих школьников круг социальных мотивов сужен, мотивация обеднена при наличии сильных мотивов, связанных с получением оценки. Широкие социальные мотивы учения соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом усваивают в семье;

2) познавательный интерес. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, немного. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня, но хорошо успевающих детей привлекают разные учебные предметы, в том числе самые сложные. Важным аспектом познавательной мотивации являются мотивы самосовершенствования. Когда ребенок в процессе обучения радуется тому, что узнал что-то новое, что-то понял, чему-либо научился, это значит, что у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности;

3) мотивация достижения успеха – желание хорошо и правильно выполнить задание, получить необходимый результат – нередко становится доминирующей в начальных классах. Она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы, но все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий независимо от внешней оценки, способствуя тем самым формированию саморегуляции. Наряду с познавательными интересами это наиболее ценный мотив, отличающийся от престижной мотивации;

4) престижная мотивация менее распространена, чем мотивация достижения. Она характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Это побуждает ученика стремиться учиться лучше своих одноклассников, выделяться среди них. Престижная мотивация – мощный двигатель развития отличника, если ей соответствуют достаточно развитые способности. Развитие личности таких детей искажают индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Кроме того, такие дети становятся неспособными к творчеству, так как стремление все сделать лучше и быстрее лишает их возможности сосредоточиться на самом содержании работы, углубления в процесс решения проблемной задачи;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить запасы энергии, запастись новым ...

Сверяйтесь по таблицам
Чтобы вам было проще ориентироваться во всех этих переходах, ступеньках и кризисах, мы свели их в простые таблицы. Время от времени возвращайтесь к ним. Замечено — это успокаивает. Приятно осознав ...

Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку» и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга. 2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...