Дошкольное детство. Игра как ведущая деятельность
Страница 2

В развитии игры можно отметить две стадии. В первой (возраст ребенка 3–5 лет) происходит воспроизведение логики реальных действий людей. Здесь содержанием игры являются предметные действия. Во второй стадии (возраст 5–7 лет) создаются реальные отношения между людьми. Содержанием игры являются социальные взаимоотношения, смысл деятельности взрослых людей.

На развитие ребенка весомое влияние оказывает игра. Непосредственно в игре дети могут научиться общению друг с другом. Дети младшего возраста не умеют общаться со сверстниками, они играют рядом, а не вместе. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Благодаря включению детей в общую эмоционально насыщенную для них деятельность становится возможным содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры. Если игра распадается по какой-либо серьезной причине, то разлаживается и процесс общения.

Игра способствует развитию не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре образцом поведения является образ человека, поведение которого копируется. Самоконтроль проявляется к концу дошкольного возраста, а сначала ребенку нужен контроль со стороны товарищей по игре. До этого дети контролируют друг друга, потом – каждый самого себя. При этом внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает непосредственно регулировать поведение ребенка. Перенос механизма произвольности с игры в другие ситуации в этот период еще затруднен.

К семи годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила. К моменту поступления в школу он способен управлять своим поведением, а не только отдельными действиями.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. При этом возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить запасы энергии, запастись новым ...

Цепочка поколений
Мы созданы из осени и лета, Мы созданы из сумрака и света, Из жара юности и мудрости седин Мы созданы. А что мы создадим? Свою жизнь человек начинает с единства. С собой и мамой, а через неё — со в ...

Учет: понятие, необходимость, стадии
Оперативный учет – система учета хозяйственных операций на рабочих местах. Отличительный признак этого вида учета – оперативность получения и использования информации о хозяйственных опе ...