Что у него в головеКниги педагогам / Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти / Как они растут / Трудности перехода / Что у него в голове
Приготовьте чистый лист бумаги, ручку и хорошее настроение. У ребёнка настроение может быть любое—лишь бы он был не против пообщаться.
Попросите его написать о себе 15–30 коротких предложений, отвечающих на любые из вопросов: «Какой я?», «Кто я?», «Что люблю или ненавижу» и т. п. Условие: каждое предложение должно начинаться с «Я» или «Мне» (или «У меня»). Записывать надо всё, что придёт в голову, не слишком раздумывая и подбирая правильные слова. Долгие раздумья в поисках «умных мыслей» не требуются — это должен быть просто поток сознания. Если ему будет «лениво» писать самому, начните записывать его фразы сами, под его диктовку. Скорее всего он заинтересуется и продолжит самостоятельно. (Подростки очень любят копаться в себе.)
Мы попросили ответить 15-летнего подростка. Лицеист, хорошо образован, интересен внешне, из хорошей семьи, отношения с родителями нормальные, дружеские. Внешне он выглядит уверенно и независимо.
Полюбуйтесь:
· Меня всё бесит.
· Я урод.
· Мне в голову ничего не приходит.
· Я отзывчивый.
· Я не знаю ничего.
· Я заколебался.
· Я хочу это съесть.
· Я стою на одном месте.
· Я танцую «Яблочко» на палубе безысходности.
· Меня не волнуют чужие проблемы.
· Моя совесть чиста.
· Я хочу!
· Я есть?
· Я себя уважаю.
· Я чувствую себя одиноким порою.
· Я жду чего-то нового.
· Я ищу себя по подворотням.
· У меня есть мечты.
· Мои сны пусты.
· Я сам кузнец своей судьбы и сам её убийца.
· Я не боюсь смерти.
· Я хочу чего-то нового… разнообразия какого-то… хоть скандала…
Обратите внимание, как много скептически-критичного отношения к себе, какие противоположные, взаимоисключающие качества каким-то непостижимым образом уживаются в одном человеке. («Отзывчивый» — «не волнуют чужие проблемы».) Обратите внимание: что отзывы со знаком «минус» преобладает над нейтральными и «плюсовыми» отзывами. Это не удивительно. У подростков (даже старшего возраста) ещё нет чёткой жизненной позиции, да и самих себя, своих сил и возможностей они ещё не знают. Они делят мир на чёрное и белое, не признавая полутонов, да и к себе относятся так же — без снисходительности. Заниженная самооценка вообще характерна для детей подросткового возраста. Мнение друзей, учителей, родственников может как поднять её, так и обрушить (причем с интервалом в 10 минут). Потому что свои, внутренние критерии ещё не сформировались и подросток собирает основные данные о себе из окружающего мира.
Смотрите также
Трудности перехода
Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации.
Сейчас мы будем называть слово (существительное), а вы, как только его прочтёте,
сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагат ...
Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру:
— А инструкция была? — спрашивает.
— Нет, не была. Она ещё не приходила.
Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши
«идеальные ...
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные
Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое
предназначение по обеспе ...