Поиск на сайте

Роль христианства в становлении Российской государственности и армии России
Военная педагогика / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Роль христианства в становлении Российской государственности и армии России
Страница 1

На протяжении многих столетий истории нашего государства православная церковь оставалась духовной наставницей и вдохновительницей русских воинов – защитников родной земли.

Отечественные историки, оценивая значение принятия христианства на Руси, отмечали, что выбор князя Владимира в 988 г. был «на века», он сказывается и поныне. Значение его в том, что при иной религии, ином выборе культура России – архитектура, живопись, музыка и даже письменность – оказалась бы другой. Другой стала бы и ее история. Посуда для микроволновки оптом.

Слово «воин» в церковном языке имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Русской православной церковью, много воинов-мучеников, римских легионеров и военачальников, «убиенных за веру во Христе». Среди них Феодор Стратилат и Дмитрий Солунский, покровитель русского воинства святой великомученик Георгий Победоносец. Среди святых русского происхождения церковью традиционно почитаем благоверный князь Александр Невский – выдающийся полководец и государственный деятель Древней Руси, вся жизнь которого была подвигом для защиты разоряемой русской земли, для поддержания угнетаемой русской веры.

Кроме Александра Невского церковью канонизированы князья-полководцы Дмитрий Донской, креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир и его сыновья – святые страстотерпцы Борис и Глеб, первыми причисленные к лику святых, князья Михаил и Всеволод Черниговские и многие другие. Это были не просто полководцы, не просто правители Древней Руси, но и подвижники особого исторического призвания. Русские дружины не случайно звались «христолюбивым воинством».

Во время порабощения Руси кочевниками с Востока, на церковь как единственную в тот период объединяющую силу легла задача подготовки освобождения. В отечественной истории имеется свидетельство, что великий князь Московский Дмитрий, прежде чем выступить в поход против захватчиков, со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем, многими воеводами и отборной дружиной прибыл в Свято-Троицкий монастырь «помолиться Господу Богу и принять напутственное благословение» от преподобного игумена обители Сергия Радонежского. В числе братии обители Святой Троицы в это время были два инока: Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых Сергий отправил с Дмитрием на битву.

После Куликовской битвы, в день памяти святого Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, была отслужена первая панихида по всем павшим. По совету и с благословения Сергия Радонежского Дмитрий установил совершать ежегодно поминовение погибших воинов в первую субботу после 26 октября. День этот стали называть Дмитриевской субботой и по обычаю совершают особый чин поминовения «О православных воинах и о всех за веру и Отечество на поле брани убиенных».

В сентябре 1609 г., когда войска Сигизмунда III осадили Смоленск, только патриарх Гермоген, призвав авторитет Русской православной церкви, благословил на борьбу с самозванцами соотечественников. По всей Руси прошлась призывная весть: «Патриарх Гермоген встал за веру и вам велел стоять».

История России и история Русской православной церкви неотделимы. В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г., глава РПЦ митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился ко всем приходам с посланием «Пастырям и настоятелям Христовой Православной Церкви», в котором говорилось:

Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь граждан уже орошает родную землю. Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражью силу. Наши предки не пали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные родные им по плоти и вере! Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые н ...

Чуство вины
— Ты Руту жалеешь. Ты Руту уважаешь красиво, а меня нет. Вина захлёстывает родителей по любому поводу. Вам может казаться, что из-за вас малыш не спит по ночам, что у него поднялась температура, чт ...

Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности. Джордж Бернард Шоу Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...