Методы, действия, операции, виды и направления педагогической диагностикиВоенная педагогика / ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Методы, действия, операции, виды и направления педагогической диагностикиСтраница 1
Метод педагогической диагностики
– это способ достижения целей, который предполагает совокупность методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, предназначенных для распознавания обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых особенностей участников военно-педагогического процесса и его компонентов.
Непосредственное воплощение метод находит в методике.
Под методикой педагогической диагностики в военной педагогике
следует понимать конкретную, частную процедуру, совокупность технических приемов распознавания обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых особенностей, состояний и свойств участников военно-педагогического процесса и его компонентов.
В зависимости от назначения (решаемых задач) можно выделить следующие группы методов педагогической диагностики .
1. Методы сбора диагностической информации: наблюдение, опрос (устный – беседа, интервью и письменный – анкетирование, тестирование); эксперимент (лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий); контент-анализ; анализ результатов деятельности. Использование этих методов позволяет решать следующие задачи: распознавание диагностируемых явлений и процессов военно-педагогической практики, измерение уровня их развития.
2. Методы оценивания диагностической информации : методы шкалирования, статистики (многомерная группировка, корреляционный и регрессивный анализ), рейтингового оценивания, обработки диагностической информации и т. д. В практике педагогической диагностики широко используются качественно-количественные методы оценки с различной степенью детализации. Например, на основе количественных оценок показателей явления определяются уровни его сформированности (низкий, средний, высокий), а затем дается развернутое качественное описание данных уровней.
3. Методы представления и накопления результатов диагностики . Обобщенные данные педагогической диагностики представляются в виде диагноза, т. е. заключения о состоянии исследуемого явления. Основные виды заключений: об объеме знаний и уровне сформированности навыков и умении; об уровне профессиональной подготовленности; об уровне воспитанности и личностного развития; об эффективности военно-педагогической системы и отдельных ее элементов.
4. Методы использования результатов диагностики : непосредственное педагогическое воздействие; опосредованное педагогическое воздействие; координация и планирование педагогических действий; прогнозирование; рекомендации; пожелания; требования; приказы, распоряжения и т. д.
5. Методы оценки достоверности результатов диагностики : экспертный анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т. д.
В практике педагогической диагностики перечисленные методы реализуются в своей совокупности, неразрывно друг от друга, их осуществление конкретизируется в частных диагностических методиках.
Действия и операции педагогической диагностики выделяются в соответствии с решаемыми в процессе их осуществления задачами. К действиям и операциям следует отнести:
1) определение цели, задач, объектов, методов, методик, приемов диагностирования;
2) выявление информации, педагогически значимых характеристик объектов диагностики, условий и факторов, на них влияющих;
3) анализ, интерпретация и объяснение полученной информации об объектах диагностики;
4) оценка состояния, уровня выраженности диагностируемых свойств объекта диагностики;
5) прогнозирование изменения и развития объектов диагностики;
6) обоснование и осуществление педагогических воздействий на объект диагностики;
7) оценка результативности педагогической диагностики, внесение необходимых коррективов в ее осуществление.
Практика показывает, что грани между выделенными действиями и операциями во многом подвижны.
Виды педагогической диагностики :
1. Предварительная , заключающаяся в определении уровня подготовки, обученности и воспитанности военнослужащих. Определение рекомендаций и принятие решений по пригодности к службе, обучению, тому или иному виду военно-профессиональной деятельности объекта диагностики.
2. Оперативная , предполагающая оперативное определение, выявление педагогически значимых характеристик объектов диагностики для экстренного принятия решений, определения воспитательных мер, коррекции педагогических воздействий.
3. Контрольная, включающая целенаправленную проверку хода военно-педагогического процесса, выявление результативности процессов обучения, воспитания военнослужащих, при этом уточняются известные характеристики военнослужащих, динамика их развития, определяется их актуальное состояние специально назначенными для контроля (проверки) должностными лицами. Цель – уточнение информации о состоянии военно-педагогического процесса, уровне подготовки военнослужащих.
Смотрите также
Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими,
каковы они в действительности.
Джордж Бернард Шоу
Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...
Honda Fit
Honda's fit subcompact hatchback is nearly Civic-sized, and it's the brand's go-to choice for those looking for space without bulk.
The current Honda Fit has been around the block a few times. The su ...
Волшебники и зомби, или Что мешает родителям быть счастливыми родителями, а
детям - счастливыми детьми
Ребёнок, который только пришёл в этот мир, ещё ничего не знает о нём.
И первая связующая нить, которая протянется между ним и миром, — это наша родительская
любовь. Мы — их земное начало начал, мы ...