Методы, действия, операции, виды и направления педагогической диагностики
Военная педагогика / ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Методы, действия, операции, виды и направления педагогической диагностики
Страница 1

Метод педагогической диагностики

– это способ достижения целей, который предполагает совокупность методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, предназначенных для распознавания обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых особенностей участников военно-педагогического процесса и его компонентов.

Непосредственное воплощение метод находит в методике.

Под методикой педагогической диагностики в военной педагогике

следует понимать конкретную, частную процедуру, совокупность технических приемов распознавания обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых особенностей, состояний и свойств участников военно-педагогического процесса и его компонентов.

В зависимости от назначения (решаемых задач) можно выделить следующие группы методов педагогической диагностики .

1. Методы сбора диагностической информации: наблюдение, опрос (устный – беседа, интервью и письменный – анкетирование, тестирование); эксперимент (лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий); контент-анализ; анализ результатов деятельности. Использование этих методов позволяет решать следующие задачи: распознавание диагностируемых явлений и процессов военно-педагогической практики, измерение уровня их развития.

2. Методы оценивания диагностической информации : методы шкалирования, статистики (многомерная группировка, корреляционный и регрессивный анализ), рейтингового оценивания, обработки диагностической информации и т. д. В практике педагогической диагностики широко используются качественно-количественные методы оценки с различной степенью детализации. Например, на основе количественных оценок показателей явления определяются уровни его сформированности (низкий, средний, высокий), а затем дается развернутое качественное описание данных уровней.

3. Методы представления и накопления результатов диагностики . Обобщенные данные педагогической диагностики представляются в виде диагноза, т. е. заключения о состоянии исследуемого явления. Основные виды заключений: об объеме знаний и уровне сформированности навыков и умении; об уровне профессиональной подготовленности; об уровне воспитанности и личностного развития; об эффективности военно-педагогической системы и отдельных ее элементов.

4. Методы использования результатов диагностики : непосредственное педагогическое воздействие; опосредованное педагогическое воздействие; координация и планирование педагогических действий; прогнозирование; рекомендации; пожелания; требования; приказы, распоряжения и т. д.

5. Методы оценки достоверности результатов диагностики : экспертный анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т. д.

В практике педагогической диагностики перечисленные методы реализуются в своей совокупности, неразрывно друг от друга, их осуществление конкретизируется в частных диагностических методиках.

Действия и операции педагогической диагностики выделяются в соответствии с решаемыми в процессе их осуществления задачами. К действиям и операциям следует отнести:

1) определение цели, задач, объектов, методов, методик, приемов диагностирования;

2) выявление информации, педагогически значимых характеристик объектов диагностики, условий и факторов, на них влияющих;

3) анализ, интерпретация и объяснение полученной информации об объектах диагностики;

4) оценка состояния, уровня выраженности диагностируемых свойств объекта диагностики;

5) прогнозирование изменения и развития объектов диагностики;

6) обоснование и осуществление педагогических воздействий на объект диагностики;

7) оценка результативности педагогической диагностики, внесение необходимых коррективов в ее осуществление.

Практика показывает, что грани между выделенными действиями и операциями во многом подвижны.

Виды педагогической диагностики :

1. Предварительная , заключающаяся в определении уровня подготовки, обученности и воспитанности военнослужащих. Определение рекомендаций и принятие решений по пригодности к службе, обучению, тому или иному виду военно-профессиональной деятельности объекта диагностики.

2. Оперативная , предполагающая оперативное определение, выявление педагогически значимых характеристик объектов диагностики для экстренного принятия решений, определения воспитательных мер, коррекции педагогических воздействий.

3. Контрольная, включающая целенаправленную проверку хода военно-педагогического процесса, выявление результативности процессов обучения, воспитания военнослужащих, при этом уточняются известные характеристики военнослужащих, динамика их развития, определяется их актуальное состояние специально назначенными для контроля (проверки) должностными лицами. Цель – уточнение информации о состоянии военно-педагогического процесса, уровне подготовки военнослужащих.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности. Джордж Бернард Шоу Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...

Honda Fit
Honda's fit subcompact hatchback is nearly Civic-sized, and it's the brand's go-to choice for those looking for space without bulk. The current Honda Fit has been around the block a few times. The su ...

Волшебники и зомби, или Что мешает родителям быть счастливыми родителями, а детям  - счастливыми детьми
Ребёнок, который только пришёл в этот мир, ещё ничего не знает о нём. И первая связующая нить, которая протянется между ним и миром, — это наша родительская любовь. Мы — их земное начало начал, мы ...