Профессиональная компетентностьВоенная педагогика / ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Профессиональная компетентностьСтраница 2
Ключевые компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в современном мире. Они приобретают сегодня особую значимость. И проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации; коммуникации, в том числе на иностранном языке; социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (управленческой, инженерной, педагогической, медицинской и т. д.).
Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Их можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в конкретной профессиональной области (например, в военной).
Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль деятельности, создает целостный образ специалиста, а в конечном итоге обеспечивает становление профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики специалиста.
Ключевые, базовые и специальные компетентности, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности в разных контекстах.
Выделяют ряд этапов развития профессиональной компетентности .
Первый ориентирован на развитие ключевых компетентностей в контексте будущей деятельности. На втором этапе происходит «по гружение» обучающегося в профессиональные задачи, при этом он осваивает способы их решения, содействующие становлению базовой компетентности на основе ключевых. Так осуществляется интеграция базовой и ключевой компетентностей.
Третий этап характеризуется проекцией (проникновением, интеграцией) базовой компетентности, уже неразрывно связанной с ключевой и специальной.
Затем реализуется этап развития специальной компетентности .
В целом же базовые компетентности должны отражать современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а ключевые – охватывать алгоритм их решения. Специальные же компетентности реализуют базовые и ключевые применительно к специфике профессиональной деятельности конкретного специалиста.
С учетом рассмотренной сущности и динамики реализации данного подхода можно определить, что весь процесс профессионального обучения строится на основе выделения такой единицы построения содержания профессионального образования, как профессиональная педагогическая задача.
Стало быть, основная отличительная особенность реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов – это ориентация процесса профессиональной подготовки на получение конкретных (овеществленных и субъективных ) результатов решения профессиональных задач .
Смотрите также
Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности
следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить
запасы энергии, запастись новым ...
Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации
учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо
его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности
педагога, которые н ...
Как рассказать о том, что жизнь опасна?
Кого позвать на помощь, если родителей нет рядом? Чужой среди своих! Бравый Пожарный
Дети в условиях терактов • Что должен знать родитель о посттравматическом стрессе
у детей? • Как предупредить п ...