Профессиональная компетентность
Страница 1

Работы отечественных исследователей профессионального образования свидетельствуют о том, что основное направление обновления профессионального образования в современном мире заключается в нахождении путей обеспечения деятельностной позиции в процессе обучения , способствующих становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системных действий, решения новых проблем и задач .

Результат профессиональной подготовки может быть с достаточной полнотой описан с помощью понятия «профессиональная компетентность».

Профессиональную компетентность

рассматривают как интегральную характеристику, определяющую способность и готовность решать профессиональные проблемы и профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

«Способность» в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение», с учетом того, что в целом она рассматривается как свойство личности, которое выступает условием успешного освоения и выполнения определенного вида деятельности.

Термин «готовность» в данном определении означает прежде всего психологическую готовность к самостоятельному и творческому выполнению профессиональной деятельности.

Под понятием компетенция подразумевается круг полномочий и прав, предоставленных законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов, а также совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Термин «компетенция» чаще используют для определения границ области действия специалиста.

Компетентность и компетенция – взаимообусловленные понятия, которые взаимодополняют друг друга. Так, специалист с недостаточно развитой профессиональной компетентностью и обладающий широким кругом компетенций не может вследствие ограниченности своей подготовки эффективно исполнять свои функциональные обязанности. И наоборот, компетентный человек, не обладающий необходимыми компетенциями, не в состоянии в полной мере ее реализовать. Следовательно, компетентным можно назвать человека, знающего, осведомленного в какой-либо области, а также обладающего соответствующей компетенцией.

Компетентность всегда проявляется в деятельности. Профессиональная компетентность специалиста обнаруживается при решении профессиональных задач . При этом важно всегда рассматривать контекст, в котором это происходит. С точки зрения ученых кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, т. е. при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. На практике содержанием деятельности, имеющей личностную ценность, может быть достижение конкретного результата (продукта ) или способа поведения.

Осмысление компетентности специалиста XXI в., по мнению многих ученых, должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность не предопределена на весь период карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей компетентности.

Сущностные признаки компетентности:

ее отличает деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями, навыками и знаниями в конкретных областях;

проявляется в умении осуществлять выбор с учетом адекватной оценки себя в конкретной ситуации.

Понимая профессиональную подготовку как процесс развития в определенной сфере, овладения опытом будущей профессиональной деятельности, можно сказать, что компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование. Важная особенность профессиональной компетентности человека заключается в том, что она реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.

Содержание профессиональной компетентности включает совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Аппарат анализа опасностей
Объектом анализа опасностей является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...

Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей Как любить ребенка? • Как научить ег ...