Понятие культуры взаимоотношений военнослужащих
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Понятие культуры взаимоотношений военнослужащих
Страница 1

Человек в общественных отношениях выступает представителем определенных групп и профессий, выполняя при этом конкретные социальные роли. Однако внутри данной системы люди неизбежно вступают во взаимодействия, где и обозначаются их индивидуальные характеристики.

Межличностные отношения возникают и функционируют внутри каждого из видов общественных взаимосвязей и позволяют конкретному человеку проявлять себя как личность в актах общения и взаимодействия. Ведь другие виды отношений строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного социального статуса. Общественные и межличностные отношения – это единое целое, части которого диалектически взаимосвязаны, вторые существуют внутри первых, но первые реализуются в жизнь посредством вторых.

Отечественный психолог В. Н. Мясищев подчеркивал:

Психологический смысл отношений состоит в том, что они являются одной из форм отражения человеком окружающей его действительности.

Сознание человека фиксирует все происходящее вокруг через призму отношения к разным сторонам мира, частицей которого тот выступает, в чем и выражается избирательная позиция личности.

Данный механизм можно представить как условно-рефлекторную стадию, включающую реакцию на внешние или внутренние раздражители, и уровень конкретно-эмоциональных отношений, на котором эмоциональная компонента реакции на раздражитель, интегрируясь с речью, преобразуется в отношение. При этом деятельность человека может оказаться нейтральной для развития основных психических качеств личности, если она не подкреплена нравственными переживаниями. Истинное отношение человека к действительности проявляется только в субъективно значимых для личности ситуациях, до этого оставаясь лишь потенциальной характеристикой. Отношения человека – это продукт избирательного развития.

Важнейшей особенностью человеческих взаимоотношений следует считать их эмоциональность. Содержание, степень выраженности эмоций и чувств, которые люди проявляют друг к другу, разнообразны. Они возникают в результате оценки нравственных, деловых и других качеств личности.

В процессе достижения целей общественных отношений участники деятельности вступают во взаимодействие друг с другом. Это осуществляется посредством общения. Происходит взаимообмен необходимой информацией, эмоциями и чувствами, возникают мотивы и примеры действия, в результате чего устанавливаются и развиваются взаимоотношения субъектов. Общение есть способ выражения и актуализации отношений. Конкретные характеристики общения в обществе связаны с нравственным и общекультурным обликом его членов. Оно реализуется и в случае положительного отношения его участников друг к другу, и в случае отрицательного, и при их полном взаимном безразличии. Стало быть, понятие «отношения» отражает внутреннюю, сущностную, сторону взаимоотношений, а понятие «общение» – внешнюю. Именно в общении складываются взаимоотношения, происходит взаимообмен информацией, чувствами, осуществляется согласованность действий.

В военной психологии и педагогике взаимоотношения определяются как различные виды и формы взаимосвязи и общения личностей в коллективе в процессе их совместной жизни и деятельности.

Воинская деятельность имеет и ряд особенностей, что накладывает отпечаток и на межличностные отношения ее участников . Здесь проявляются общественные отношения: уставные (официальные, деловые) и межличностные – неформальные. Особенность – наличие и наиболее рельефное проявление отношений вертикальных (субординации ), горизонтальных (координации ) и сотрудничества.

«Координация» неотъемлема от «субординации». Установление уставного порядка и принципиальных, но в то же время товарищеских отношений сотрудничества между всеми членами воинских подразделений, с одной стороны, создает благоприятные условия для повышения показателей боевой готовности, а с другой – позитивно влияет на степень удовлетворенности военнослужащих характером взаимоотношений и результатами совместной деятельности.

Для налаживания культуры взаимоотношений в воинской среде необходимо повышение общекультурного уровня личности и накопление опыта культурного взаимодействия. В зависимости от степени регламентации межличностных отношений в воинских подразделениях требованиями уставов, законов, морали можно говорить о разных уровнях развития культуры.

Культура взаимоотношений военнослужащих

– это степень усвоения, принятия и практической реализации во взаимоотношениях военнослужащих норми правил, диктуемых моралью и правом, требований командиров и начальников, интерполированных в условия воинской деятельности.

Основные морально-правовые положения условий воинской деятельности отражены в требованиях военной присяги, воинских законов и уставов, приказах и распоряжениях командиров и начальников и т. д.

Каждый военнослужащий как носитель культуры повседневно проявляет ее в общении, конкретных делах, поступках, речи, внешнем облике. Если нравственные нормы и принципы предписывают, что и как должен делать человек, то культура поведения показывает, как они в действительности им усвоены и осуществляются в жизни. Но никакой моральный свод законов не освобождает человека от индивидуального творческого выбора поступка и личной ответственности за возможные последствия. В моральных кодексах формулируется модель нравственного поведения в вероятных типовых ситуациях. Правильность же применения принципов и правил кодексов в конкретных жизненных ситуациях зависит от самого человека, от его решений и умений. Главное, чтобы требования таких нравственных документов принимались всем существом человека, выражали бы и его личные убеждения.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Трудности перехода
Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации. Сейчас мы будем называть слово (существительное), а вы, как только его прочтёте, сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагат ...

Сверяйтесь по таблицам
Чтобы вам было проще ориентироваться во всех этих переходах, ступеньках и кризисах, мы свели их в простые таблицы. Время от времени возвращайтесь к ним. Замечено — это успокаивает. Приятно осознав ...

ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров. ...