Сущность и структура культуры личности военнослужащего
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Сущность и структура культуры личности военнослужащего
Страница 3

Таким образом, сущность культуры военнослужащего прежде всего проявляется в добровольном принятии и сознательном выполнении военнослужащим во всех видах деятельности, участником которых он является, правовых и этических установлений, регламентирующих всю систему служебных, общественных и межличностных отношений.

В культуре выражается стремление личности к идеалу, совершенству, которое сказывается во внутреннем отношении и внешнем поведении военнослужащего. В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и внешний облик, и речь, и многое другое. Под внутренней составляющей понимается духовное богатство личности, знаний и чувств и т. п., а под внешней – степень их реализации в повседневной деятельности.

Культура личности военнослужащего формируется и развивается в единстве знаний, желаний и стремлений, а также практической реализации.

Структуру культуры личности военнослужащего можно представить как совокупность когнитивной, эмотивной и инструментальной (поведенческой) составляющих.

Когнитивная составляющая – это совокупность мировоззрения, убеждений и знаний человека о явлениях окружающего мира, обществе и самом себе. Когнитивный элемент – основа духовной культуры личности, формирующейся сознательно под воздействием социальных институтов и самостоятельно. Его развитие способствует скорейшему становлению личностной культуры и взаимоотношений военнослужащих. Теоретическая деятельность человека на базе имеющихся знаний составляет сущность духовной культуры личности.

Эмотивная составляющая представляет собой эмоционально-волевую сферу психической деятельности человека, которая формируется при активном воздействии окружающей социальной среды и самого человека. Она объемлет такие характеристики личности, как чувства, переживания, симпатии, антипатии, а также степень осознания, принятия и устремленности к достижению цели. Если когнитивный уровень формируется под строгим контролем социальных институтов общества, он складывается стихийно, под воздействием непосредственной социальной среды. Во многих случаях человек руководствуется чувствами и желаниями, и если они имеют положительную направленность, то становятся важным жизненным стимулом.

Только образованность и желание еще не делают индивидуума высококультурным. Поэтому третий элемент – инструментальный , или поведенческий . Он характеризует то, насколько человек руководствуется и выполняет требования культуры в повседневной деятельности. Именно степень овладения навыками, приемами, способами, нормами культурного поведения в любом виде деятельности и степень реализации дают окончательный ответ о культурности человека. В военной педагогике культура метко определена как духовный потенциал личности в действии.

Следовательно, культура личности военнослужащего – это совокупность его знаний, чувств и стремлений, действий по их реализации, подчиненных требованиям воинской культуры. Говоря другими словами, военнослужащих можно считать воспитанными и культурными, если их действия осознанно подчинены требованиям воинской этики и права, если внутреннее содержание находится в гармонии с их поведением.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...

Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей Как любить ребенка? • Как научить ег ...

Учет: понятие, необходимость, стадии
Оперативный учет – система учета хозяйственных операций на рабочих местах. Отличительный признак этого вида учета – оперативность получения и использования информации о хозяйственных опе ...