Сущность и структура культуры личности военнослужащего
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Сущность и структура культуры личности военнослужащего
Страница 2

На поведение военнослужащего влияют, с одной стороны, правовые нормы, правила, законы, воинские уставы, приказы и распоряжения командиров и начальников, с другой стороны – требования морали, имеющие различные механизмы влияния. Правовые нормы и приказы командиров обязательны, за их нарушение военнослужащий несет предусмотренную законодательством ответственность, вплоть до уголовной. Созданы специальные органы (военные суды, прокуратура, комендатура и т. д.), в обязанности которых входят контроль над соблюдением военнослужащими правовых норм и при необходимости применение соответствующих принудительных санкций.

Особое место в культурном развитии человека занимает мораль, которая предоставляет ценностные ориентиры и тем самым контролирует поведение. Моральные нормы не имеют обязательного статуса, и их соблюдение зависит от воспитанности самой личности. Основное средство воздействия к нарушителю этих норм – сила общественного мнения: упреки, порицание, общественное осуждение. Соблюдение моральных правил базируется на понимании их необходимости и сознательном подчинении, а не на принуждении. Поэтому усвоенная военнослужащим личностная система нравственных ориентиров характеризует его с точки зрения способности жить в человеческом обществе.

В условиях воинской деятельности нормы морали определены в требованиях воинской этики. Она закрепляет и отражает высокую степень регламентации всех сторон жизни военнослужащих. Ее основная особенность состоит в том, что многие этические положения находят правовое закрепление в воинских уставах и приказах, поэтому их реализация обеспечивается моральными и правовыми средствами. Например, трусость в обычных условиях вызывает порицание со стороны членов социальной группы, их моральное осуждение. Но в условиях воинской деятельности, в боевых условиях проявление трусости, бегство с поля боя ведет за собой применение уголовной ответственности в отношении провинившихся военнослужащих.

При рассмотрении сущности этого явления закономерно возникает вопрос: «Какого же военнослужащего можно назвать культурным?» С одной стороны, того, кто выполняет установленные в обществе правовые и моральные нормы и требования. Но с другой стороны – выполнения правил и норм поведения можно добиться путем постоянной угрозы применения репрессивных мер воздействия. Или, например, можно придерживаться только норм этикета – внешней стороны культурного поведения, оставаясь при этом эгоистичным, а порой и жестоким по отношению к другим людям. И тому масса примеров в мировой и отечественной истории.

Выразительный образец подобного поведения описан Л. Н. Толстым в рассказе «После бала», когда полковник – отец героини, представший перед нами во время бала в образе доброго, внимательного, галантного и заботливого человека, проявляет себя совсем иначе на службе, руководя телесным наказанием провинившегося солдата.

Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.

– Я тебе помажу, – услышал я его гневный голос. – Будешь мазать? Будешь?

И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

– Подать свежих шпицрутенов! – крикнул он, оглядываясь, и увидал меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...

ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В развитии Вооруженных Сил, в решении стоящих перед ними задач особая роль принадлежит офицерскому корпусу. Офицеры – ядро человеческого фактора армии, основа морального духа войск. От уровня их п ...

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Авторитет  –  социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый ...