Общая характеристика принципов воспитания военнослужащихВоенная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Общая характеристика принципов воспитания военнослужащихСтраница 1
Принципы воспитания военнослужащих
– это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами для офицера, командира (начальника) как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в подразделении.
В них сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания военнослужащих и результаты его научных исследований. Принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме. Поэтому знание их требований, закономерностей процесса, которые они отражают, позволяет командиру (начальнику) сознательно и творчески решать задачи воспитания воинов, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, уверенно достигая поставленной цели. Соблюдение принципов воспитания позволяет прогнозировать развитие воспитательного процесса в подразделении.
Анализ теории и практики воспитательной деятельности позволяет определить систему принципов воспитания военнослужащих:
•
целенаправленность всех воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий;
•
гражданско-патриотическая и военно-профессиональная направленность воспитательной деятельности;
•
гуманизм и демократизм в решении задач воспитания;
•
воспитание в различных видах деятельности военнослужащих (учебной, служебной, боевой, хозяйственной, общественной и др.);
•
воспитание в воинском коллективе и через коллектив;
•
проявление в процессе воспитания единства высокой требовательности, уважительного отношения к личности военнослужащего, постоянного внимания к его нуждам, запросам, потребностям;
•
индивидуальный и дифференцированный подход к личности, группе и коллективу;
•
обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики;
•
единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;
•
обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания;
•
целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности и проявления военнослужащими высокого уровня воспитанности;
•
комплексный подход к воспитанию с учетом активного функционирования всех его элементов.
Все перечисленные принципы процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя каждый из них обладает относительной самостоятельностью и своим уровнем отражения в практической воспитательной деятельности.
Давая характеристику тому или иному принципу воспитания, важно учитывать, что каждая идея, заложенная в нем, есть отражение одной или нескольких закономерностей. Сущность же их раскрывается и реализуется на практике в виде требований и педагогических правил. Принципы воспитания как бы позволяют перекинуть мостик из теории в практику. Их совокупность определяется общей целью, задачами и сущностью воспитания.
Принципы воспитания реализуются в практике педагогической деятельности через систему требований и правил:
•
ясное и четкое осознание и понимание воспитателями и воспитанниками целей воспитания;
•
четкая целенаправленность всех проводимых мероприятий;
•
высокий уровень организации воспитательных воздействий;
•
целесообразный выбор того или иного средства, метода, приема воспитательного влияния;
•
связь воспитательной деятельности с жизнью, с конкретными задачами, которые решают военнослужащие, с условиями их службы;
•
настойчивость и упорство в достижении воспитательных целей;
Смотрите также
Как рассказать о том, что жизнь опасна?
Кого позвать на помощь, если родителей нет рядом? Чужой среди своих! Бравый Пожарный
Дети в условиях терактов • Что должен знать родитель о посттравматическом стрессе
у детей? • Как предупредить п ...
Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...
Младшеклассник и другие
В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру.
Впрочем, мир его был тогда не большой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит
в «большую жизнь»: школа, друзья, ...