Что должен знать родитель о посттравматическом стрессе у детей?
О чем говорить с ребенком / Как рассказать о том, что жизнь опасна? / Что должен знать родитель о посттравматическом стрессе у детей?
Страница 1

Посттравматический стресс – это тяжелое психологическое состояние, сопровождающееся снижением настроения, ухудшением памяти, пессимистической оценкой перспектив, депрессией, невозможностью устанавливать глубокие контакты с окружающими, высокой возбудимостью или, напротив, слабой активностью детей. Но главная особенность посттравматического стресса – это его продолжительность. После первой острой фазы страха и последующего шока наступает довольно длительный период внешне нормального поведения, когда ребенок ведет себя «как всегда». Единственное, чего он избегает, так это ситуаций и разговоров, связанных с предыдущим шоком. Он как бы «забывает» все. Доходит до абсурда. Ребенок может настаивать на том, что он никогда не был на представлении «Норд-Оста», несмотря на три дня ада и последующую длительную госпитализацию. Но проходит время, годы (иногда два, иногда десять), и с уже взрослым человеком начинается истерика, его мучают воспоминания, все переживается как вчера – ярко, эмоционально насыщенно и также пугающе. И становится ясно: все это время травма жила в душе и влияла на восприятие человека, на его отношения с родными, на его карьеру, – словом, на его судьбу.

Массовым посттравматический стресс становится в результате войн, катастроф, землетрясений.

Массовым посттравматический стресс становится в результате войн, катастроф, землетрясений. Свое название этот синдром (почти заболевание, но позволяет жить в обычных условиях, без госпитализации) получил после того, как психологи стали работать с ветеранами войн – вьетнамской, афганской, чеченской. Но, конечно, психологические последствия войн и катастроф были и раньше. Просто психическому здоровью уделяли меньше внимания. Печально, но именно войны стимулировали развитие психологии как науки и практики.

И совсем недавно стали обращать внимание на детей. Виной тому – подлый терроризм, который делает уязвимыми нас и наших детей на улицах, в школе, дома, в метро и в больницах.

Но, кроме прямых, первичных, жертв терроризма, есть еще и те, кто стал свидетелем и травмирован увиденным. Количество вторичных жертв и среди взрослых, и среди детей несопоставимо выше, чем прямых. В этом и состоит основной расчет террористов. Дети, которые смотрели телевизор во время захвата заложников в Беслане и потом не спали по ночам, отказывались выходить на улицу и, конечно, идти в школу на следующий день, оказались наиболее заметными вторичными жертвами.

Памятка родителям

• Если дети боятся идти в детский сад или школу, нужно найти способ оставить их дома на 1–3 дня. Учиться они все равно не смогут. Более того, испуганные дети будут индуцировать друг друга, заражать своими страхами и невероятными предположениями.

• С ребенком нужно поговорить о том, что его пугает. И первое, что нужно сделать, – это прижать его к себе: «Не бойся, я с тобой! Я никому не дам в обиду своего малыша». Не бойтесь взять его на ночь к себе в кровать. За одну-две ночи он не привыкнет, но зато почувствует себя защищенным и успокоенным.

• Нужно рассказывать детям о том, что другие дети нуждаются в помощи и прививать им солидарность. Отнести игрушку в пункты сбора помощи пострадавшим, написать письмо или сделать открытку – хороший способ активного противостояния беде.

• Но! Если ребенок шокирован, испуган, не нужно на него давить и мучить разговорами. Когда пройдет самая острая фаза, вы обязательно поговорите. А пока нужно просто побыть с ним и попробовать чем-то порадовать или отвлечь: игрушкой, фильмом, книжкой.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку» и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга. 2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...

Любовь без условий
Безусловная любовь — та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы. ...

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...