Основные концепции обучения, применяемые в подготовке военнослужащихВоенная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Основные концепции обучения, применяемые в подготовке военнослужащихСтраница 10
Эффективность проблемно-деятельностного обучения военнослужащих зависит от ряда дидактических условий , которые необходимо соблюдать при проведении занятий.
Важно организовать интенсивное мышление обучаемых , что обеспечивается последовательным наращиванием противоречий в их познавательной учебной деятельности. Этому способствует как создание проблемных ситуаций, так и использование специальных методических приемов изложения учебного материала:
•
подведение обучаемых к познавательному противоречию с предложением найти способ его разрешения;
•
актуализация противоречий практической деятельности военнослужащих;
•
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
•
предложение обучаемым рассмотреть явление, предмет с различных сторон, разные грани его функционирования;
•
побуждение военнослужащих делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
•
постановка проблемных вопросов;
•
решение проблемных заданий и задач;
•
резкое ограничение времени разрешения проблемной ситуации и др.
Методические приемы создания проблемных ситуаций должны быть логически связаны с ранее изученным и предполагаемым материалом. Они должны содержать в себе познавательные трудности и видимые границы известного и неизвестного и, кроме того, вызывать чувство удивления при сопоставлении с выученным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний.
Следует добиться, чтобы процесс мышления обучаемых стал «видимым», «замечаемым» как для руководителя занятия, так и для самих военнослужащих. «Замечаемость» мыслительной деятельности обучающихся позволяет руководителю занятия определять недостатки в способе их мышления, вырабатывать меры помощи по его корректировке. Военнослужащим же предоставляется шанс видеть, как они мыслят, сравнить, сопоставить свой способ размышлений с процессами мышления своих товарищей, исправить, уточнить ход собственных мыслей и др. Для того чтобы процесс мышления обучаемых стал «видимым», применяются следующие приемы: фиксация результата различных этапов мыслительной деятельности на учебной доске, бумаге; предложение уточнить предложенную версию, конкретизировать и объяснить ее; постановка вопросов на понимание, уточнение высказанного; демонстрация руководителем занятия своего отношения к высказанной обучаемым мысли и др.
Желательно, чтобы военный педагог на занятиях не ограничивался представлением обучаемым типовых вариантов, алгоритмов решения проблем, стремлением научить использовать их в практической деятельности, а обеспечил индивидуальное самостоятельное прохождение обучаемыми всего процесса выработки решения профессиональных задач , так как профессиональная деятельность военнослужащих всегда сложнее, разнообразнее того набора вариантов и алгоритмов, которые может дать обучаемым руководитель занятия. Индивидуальное прохождение всего процесса выработки решения позволяет не только получить определенное количество таких вариантов, но и формирует у военнослужащих способность самостоятельно находить их для разрешения любой проблемы. Достижению этого способствуют следующие методические приемы: индивидуальная разработка, доклад и защита каждым военнослужащим того или иного варианта разрешения профессиональной проблемы; его уточнение и переработка; участие в выработке коллективной версии, определении наиболее оптимального ее варианта и др.
Подготовка военнослужащих на основе проблемно-деятельностной концепции обучения предполагает усиление проблемности при проведении учебных занятий, специфическую организацию их мыслительной и практической познавательной деятельности. Проблемно-деятельностное обучение воинов позволяет не только приобретать новые знания, вырабатывать новые навыки и умения, но и развивать интеллектуальные способности, накапливать опыт творческого решения разнообразных задач.
Достаточно успешно реализуется в условиях Вооруженных Сил концепция программированного обучения
, под которым понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих средств (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.).
Программированный учебный материал представляет собой совокупность сравнительно небольших порций (кадров, файлов, шагов) учебной информации, подаваемых обучаемому в определенной логической последовательности. После каждой порции информации дается контрольное задание в виде вопроса, задачи, упражнения, которое нужно выполнить. В случае правильного выполнения контрольного задания обучающий получает новую порцию учебной информации. Функцию контроля выполняет обучающее устройство.
Смотрите также
Враг первый: жизненный опыт
— Мам-пап, я загадку придумал: «В огороде стоит, лохматое и к солнцу тянется.
Что это?» Родители хором:
— Подсолнух!
— А вот и нет. Чучело!
Жизненный опыт, несомненно, штука полезная. Во многом б ...
Здравствуй, это я!
Не так давно считалось, что для новорождённого мир — это такая странная реальность,
где всё гудит и светится. И что кроме неясных пятен света и тени он не видит ничего.
Но, оказывается, крохотные д ...
Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации
учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо
его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности
педагога, которые н ...