Поиск на сайте

Принципы практической направленности и наглядности
Военная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Принципы практической направленности и наглядности
Страница 1

Принцип практической направленности обучения военнослужащих выражает закономерную зависимость этого процесса от развития боевой техники и вооружения, военной организации государства, уровня развития военной науки, обеспечивает его связь с опытом прошлых и современных войн. Этим принципом руководствовались все выдающиеся полководцы. Его сущность проявляется в девизе «Учить войска тому, что необходимо на войне». Военно-педагогическая суть данного принципа впервые наиболее полно была теоретически обоснована русским генералом М. И. Драгомировым. Он полагал, что здесь скрыт ответ на два основных вопроса: во-первых, чему учить военнослужащих, и, во-вторых, в каких условиях проводить боевую подготовку войск.

Участник Великой Отечественной войны, замечательный поэт Константин Симонов писал:

На войне не бывает репетиций, на которых можно сыграть сперва для пробы – не так, а потом так, как надо. На войне нет черновиков, которые можно изорвать и переписать набело. Здесь все пишут кровью, все от начала до конца, от аза до последней точки…

В дидактических требованиях этого принципа выражена органическая связь теории и практики:

строго руководствоваться при обучении воинскими уставами, наставлениями, инструкциями;

обучать военнослужащих в условиях контролируемого риска, максимально приближая обучение к боевым, реальным условиям военно-профессиональной деятельности, и решительно устранять всяческие послабления и упрощения в подготовке личного состава;

на занятиях и учениях создавать сложные ситуации, требующие от личного состава большого напряжения, побуждающие военнослужащих активно действовать, самостоятельно принимать решения в быстро меняющейся обстановке;

изучать характер и особенности современной войны, основные положения российской военной доктрины и военной науки о ведении современного боя и войны в целом;

критически осмысливать опыт Великой Отечественной войны, локальных боевых действий и военных конфликтов, действий войск в Афганистане и Чернобыле, контртеррористических операций на Северном Кавказе, учений;

систематически изучать новую военную технику и вооружение, боевые действия и возможности иностранных армий;

добиваться профессионального владения военнослужащими боевой техникой и оружием, эффективного применения автоматизированных средств управления и средств связи, электронно-вычислительной техники, средств защиты от всех видов оружия;

поддерживать в частях и подразделениях высокую боевую готовность, не допускать беспечности, благодушия, строго соблюдать дисциплину.

Принцип наглядности – важнейшее организующее положение не только процесса обучения, но и всего военно-педагогического процесса. Он стал оформляться одним из первых в истории педагогики. Было замечено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается.

Наглядность в теории обучения понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие, хотя около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Принцип наглядности также подразумевает использование моторных, тактильных, слуховых, вкусовых и других ощущений. Пути его реализации сформулированы еще основателем дидактики Я. А. Коменским.

В процессе боевой и общественно-государственной подготовки наглядность применяется очень широко, но осуществляет при этом различные функции. При изучении нового материала это источник ощущений и восприятий; при повторении помогает воспроизвести в памяти изученный ранее материал, сформировавшиеся представления, расширить и углубить знания. При обучении приемам действий с оружием и техникой именно наглядность способствует выработке необходимых умений и навыков. С ее помощью значительно облегчается усвоение знаний, возбуждается интерес к учению, которое делается более доступным и прочным.

В практике боевой подготовки войск наглядность широко применялась А. В. Суворовым, П. С. Нахимовым, С. О. Макаровым и многими другими военными деятелями прошлого. Большое внимание уделял теоретическому обоснованию роли и особенностей этого принципа в военном обучении М. И. Драгомиров.

Выделяют различные виды наглядности, которые комплексно используются при обучении личного состава:

натуральная, или естественная, наглядность: реальные образцы оружия, техники, приборов, аппаратов, учебные поля, аэродромы, полигоны, стартовые позиции, танкодромы, различные виды снаряжения;

изобразительная наглядность, включающая:

– средства имитации – мишени, имитаторы, взрывпакеты и т. п.;

– объемные наглядные пособия – изучаемые образцы оружия и боевой техники или же их части в увеличенном или уменьшенном виде, специально изготовленные для показа макеты, модели, стенды, станки для изучения взаимодействия частей и механизмов, электрифицированные схемы и т. п.;

Страницы: 1 2

Смотрите также

Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности. Джордж Бернард Шоу Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...

Как рассказать ребенку о том, что люди очень разные?
Откуда берутся мальчики и девочки? Этапы психосексуального развития ребенка Мифы о происхождении детей Кем лучше быть – мальчиком или девочкой? • Почему одни бедные, а другие богатые? • Мифы об ус ...

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...