Поиск на сайте

Связь педагогики с другими науками
Военная педагогика / ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ / Связь педагогики с другими науками
Страница 4

Психологическое обоснование заложено и в педагогических концепциях обучения, разработанных в отечественной и зарубежной педагогике. Так, в основе ассоциативно-рефлекторной концепции обучения лежат психофизиологические закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека, а также мнемонические законы психологии. Программированное обучение получило развитие на основе психологии бихевиоризма. В основе многих педагогических закономерностей лежат фундаментальные положения психоанализа, гештальтпсихологии, когнитивной психологии, гуманистической психологии и других психологических направлений и школ.

В современных условиях взаимосвязь психологии и педагогики развивается по двум направлениям. С одной стороны, психологические исследования должны быть направлены не столько на обоснование утвердившихся форм и методов обучения и воспитания, сколько на опережающее развитие педагогической теории и практики; с другой – педагогические исследования должны не только базироваться на достижениях психологической науки, но и стимулировать их развитие в нужном направлении.

Педагогика тесно связана с биологическими науками: физиологией , анатомией человека и медициной . Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем, основные положения о сохранении здоровья. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.

Содержание педагогической науки неразрывно связано с социологией , политологией, экономикой, правом и другими социально-экономическими науками, которые существенно дополняют педагогику знаниями, специальной информацией об условиях функционирования участников образовательного процесса, субъектов педагогического взаимодействия. Например, политология, исследуя закономерности развития и функционирования исторически сложившихся элит в политической сфере общества, опирается на события и факты, которые раскрывают патриотические, нравственные, эстетические и иные аспекты политической деятельности выдающихся политиков. Эти события и факты становятся материалом, который может быть использован педагогической наукой в качестве исходного для анализа образовательной среды, сформировавшей того или иного лидера.

Социально-экономические науки существенно обогащают методы педагогики. Особенно это касается социологии . Многие ее эмпирические методы после соответствующей адаптации широко используются в педагогике. Речь идет о методах изучения предпочтений, множественных сравнений, статистического анализа социологической информации, экспертных оценок и др.

Современная педагогическая мысль не может быть полноценной без содержания в ней исторического и культурологического знания . Развитие педагогики, реализация ее практических функций сегодня предполагают обращение к историческому прошлому, а также к достижениям культуры в самом широком плане. Этим обусловлена связь педагогики с историей и культурологией.

В последние годы заметно усиливается связь педагогики с математикой , информатикой , программированием . Все шире в педагогических исследованиях применяются новые информационные технологии и техника, все активнее изучаются их дидактические возможности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Honda Fit
Honda's fit subcompact hatchback is nearly Civic-sized, and it's the brand's go-to choice for those looking for space without bulk. The current Honda Fit has been around the block a few times. The su ...

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Авторитет  –  социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый ...

Цепочка поколений
Мы созданы из осени и лета, Мы созданы из сумрака и света, Из жара юности и мудрости седин Мы созданы. А что мы создадим? Свою жизнь человек начинает с единства. С собой и мамой, а через неё — со в ...