Связь педагогики с другими наукамиВоенная педагогика / ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ / Связь педагогики с другими наукамиСтраница 1
Одна из важнейших характеристик любой науки – ее связь с другими научными отраслями. Это служит важнейшим источником развития и проявляется в трех аспектах: во-первых, одни науки по отношению к другим выполняют мировоззренческую и методологическую функции; во-вторых, содержание знания одних наук помогает другим глубже проникнуть в предмет исследования; в-третьих, в процессе взаимосвязи наук происходит их взаимное обогащение методами исследований.
Изучение многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке. Поэтому педагогика не может развиваться обособленно и имеет очень обширные и прочные связи с различными областями человеческих знаний. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые остаются важным условием развития педагогической теории и практики.
Прежде всего педагогическая наука связана с философией , которая по отношению к ней служит мировоззренческой и методологической основой. Философские идеи способствовали созданию педагогических концепций и теорий, они задают направления поиска и служат методологическим основанием педагогики, будучи базой для осмысления целей воспитания и образования.
Существенное значение для развития педагогической науки имеют важнейшие философские проблемы и концепции, в целом содержание философского знания. Таковыми, например, представляются проблемы человека, личности и общества, морали и нравственности, свободы личности. Важны, принципиальны для педагогической науки положения диалектико-материалистической философии о неразрывной связи субъекта и объекта, субъективной и объективной реальности, активности субъекта, его способности к саморазвитию, стремлении к постоянному творчеству и деятельности.
Многие выдающиеся ученые-педагоги в процессе решения научных проблем обращались и обращаются к философскому знанию. Показательна в этом плане разработка немецким педагогом Иоганном Фридрихом Гербартом (1776–1841) теории воспитания на основе философской этической концепции. Общественная и личная нравственность, по утверждению ученого, покоятся на вечных и неизменных нравственных идеях. Основная цель воспитания, по его мнению, сводится к усвоению этих нравственных идей.
В истории философии выделяются две противоположные концепции, которые оказывали влияние на решение педагогических проблем. Одна из концепций связана с Сократом и Платоном, которые считали, что решающим в развитии человека является его природное содержание, что внешние условия играют второстепенную роль в его формировании. Противоположной точки зрения придерживались Демокрит и Эпикур. Они полагали, что определяющее влияние на развитие человека оказывают внешние условия и обстоятельства жизни. Эти два подхода к решению важнейшей педагогической проблемы, связанной с развитием человека, сохраняются и сегодня.
Особое место в развитии педагогической науки, методологии ее исследований занимает диалектика как философская основа познания окружающего мира. Ее содержание составляют диалектические принципы, законы и категории.
Принципы диалектики отражают сущность человека, его внутренний мир и место в мире окружающем. Они раскрывают стратегию научно-педагогического познания, дают самые общие ориентиры в этом сложном процессе. Например, философский принцип всеобщей связи отражает сложность окружающего нас мира и его явлений, в том числе педагогических. Он ориентирует на анализ последних во взаимосвязи не только с их внутренними элементами, но и с внешними факторами и условиями, без чего не может быть получен достоверный результат научного исследования. Аналогичную функцию выполняют и другие философские принципы. Так, принцип развития указывает на необходимость исследования педагогических явлений в их динамике, исторической и логической последовательности. Принцип детерминизма требует выявления причинности, анализа исследуемых феноменов через призму обусловливающих их факторов и т. д.
Смотрите также
Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности
следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить
запасы энергии, запастись новым ...
Как рассказать ребенку о том, что люди очень разные?
Откуда берутся мальчики и девочки? Этапы психосексуального развития ребенка Мифы
о происхождении детей Кем лучше быть – мальчиком или девочкой? • Почему одни бедные,
а другие богатые? • Мифы об ус ...
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных
Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих,
в подготовке офицерских кадров. ...