Механизм нравственно–ценностной значимостиТрудности взросления / Родители и подростки: взаимное отражение / Механизм нравственно–ценностной значимости
Этот механизм влияет на те или иные отношения, если в личности и деятельности подростка доминируют определенные черты, которые становятся основой поступков или отдельных действий. Если у подростка преобладают скромность, честность, почтительность, благодарность, то отношения становятся окрашенными нравственно–ценностными свойствами (положительный полюс); если же проявлялись хитрость, манипулирование, обман, конформность, грубость, лень, безответственность и др. (отрицательный полюс), значит, на механизм дизъюнктивных отношений влияло отторжение этих качеств. Доверие, верность слову, честность, умение помочь и быть благодарным влияют на формирование отношений по механизму нравственно–ценностной значимости у старших подростков и родителей. Следует иметь в виду и то, что по этому механизму формируются отношения со значимыми людьми, которые становятся идеалом и определяют жизненные ориентиры подростков.
Надо отметить, что механизмы взаимоотношений могут действовать как в комплексе, так и отдельно. Иногда по одному механизму отношения становятся конъюнктивными, а по другому – дизъюнктивными. Поэтому важно понять, что их вызывает. Например, с родителями у подростка складываются дизъюнктивные отношения (причины – плохая успеваемость в школе, лживость, бесцеремонность и грубость подростка), а с бабушкой – конъюнктивные, поскольку с ней подросток честен, стремится помочь по дому, внимателен, спокоен, учтив.
Рассмотренное выше позволяет обратиться к конкретным трудностям подростка.
Смотрите также
Ребенок-дошколёнок
Буйная фантазия, богатое воображение и неуёмное любопытство превращают ребёнка-дошколёнка
в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело.
Мама и тётя Лариса весело обсуждают, что делат ...
Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...
Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру:
— А инструкция была? — спрашивает.
— Нет, не была. Она ещё не приходила.
Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши
«идеальные ...