Развитие деятельности
Исследования А. Н. Леонтьева
и Д. Б. Эльконина
показали, что деятельность ребенка качественно изменяется в ходе процесса его развития. Оно представляет третью линию сложного пути становления человека наряду с интеллектуальным и личностным. Д. Б. Эльконин последовательно рассматривал изменение предметного действия ребенка в раннем детстве, совместность выполнения его со взрослым, которая включала прослеживание и пробы. Он отметил, что изменяются не только социальная ситуация развития, но и само предметное действие. И в игре, и в учении деятельность ребенка совершенствуется в плане осознанности, целенаправленности, установления произвольного отношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны деятельности. В процессе развития у ребенка формируется в первую очередь умение произвольно устанавливать отношения между мотивом, т. е. тем, ради чего выполняется деятельность, и целью, т. е. тем, что должно быть получено в результате деятельности. Ребенок научается планировать, организовывать, соподчинять свои действия, выбирать способы деятельности.
В более сложных действиях выделяется последовательность операций, отрабатывается обобщенный способ действия, затем в ролевых играх, следуя правилам действия, ребенок принимает и проигрывает определенную роль. У ребенка вырабатываются навыки самоконтроля и саморегуляции, основанные на развитии способности отражать цели, действия и способы их осуществления, т. е. основанные на предметной рефлексии. Иначе говоря, в процессе развития ребенка как субъекта деятельности формируются целеполагание, или целенаправленность, саморегулятивность, произвольность, а также четкое разграничение способов и приемов действия для решения разных задач в различных жизненных ситуациях. При анализе основных положений, характеризующих процесс развития ребенка, выяснилось:
1) все рассмотренные линии развития в реальности взаимосвязаны, т. е. их совместное осуществление составляет такое прогрессивное изменение, которое является в полном смысле слова психическим и личностным развитием человека;
2) развитие происходит под воздействием социальной среды и общности в определенной социальной ситуации развития, прежде всего в ситуации воспитания и обучения. Связано это с тем, что все положения прогрессивной педагогической психологии подчеркивают важность развивающего и воспитывающего обучения средствами всех учебных предметов;
3) становление человека протекает во взаимодействии с другими людьми в процессе деятельности, обучения и воспитания. Это является одним из основных положений педагогической психологии.
По словам С. Л. Рубинштейна,
ребенок развивается, обучаясь и воспитываясь. Это означает, что воспитание и обучение включается в сам процесс развития ребенка, а не надстраивается над ним. Черты характера ребенка, его способности и личностные психические свойства проявляются и формируются в ходе собственной деятельности ребенка.
Смотрите также
Враг первый: жизненный опыт
— Мам-пап, я загадку придумал: «В огороде стоит, лохматое и к солнцу тянется.
Что это?» Родители хором:
— Подсолнух!
— А вот и нет. Чучело!
Жизненный опыт, несомненно, штука полезная. Во многом б ...
Чуство вины
— Ты Руту жалеешь. Ты Руту уважаешь красиво, а меня нет.
Вина захлёстывает родителей по любому поводу. Вам может казаться, что из-за вас
малыш не спит по ночам, что у него поднялась температура, чт ...
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных
Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих,
в подготовке офицерских кадров. ...