Психология образовательной деятельности. Образование и образовательные системы
Книги педагогам / Педагогическая психология / Теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования / Психология образовательной деятельности. Образование и образовательные системы
Страница 1

Образованием

называется специально организованная система условий, которая создается в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В образовательной системе осуществляется прием и передача опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, с помощью которой происходит управление развитием человека.

В буквальном смысле образование означает создание образа, некоторую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование понимают как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Образовательная деятельность представляется единством деятельности педагога (преподавания) и деятельности обучаемых (учения).

Образование можно рассматривать в разных смысловых плоскостях:

1) образование как система имеет определенную структуру и иерархию элементов в виде учебных и научных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, среднеспециальное, высшее образование, постдипломное образование);

2) образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования;

3) образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.

Образование обеспечивает в своем конечном итоге какой-то определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, а также определенный уровень знаний, умений, навыков, подготавливающий его к тому или иному виду практической деятельности. Существует общее и специальное образование. Общее образование может обеспечить каждому человеку знания, умения, навыки, которые будут необходимы ему для всестороннего развития и будут являться базовыми для получения в дальнейшем специального профессионального образования. По уровню и объему содержания общее и специальное образование бывает начальным, средним и высшим. Также существует поствузовское образование, которое называют еще термином «образование взрослых». Под содержанием образования понимается содержание единого целостного процесса, который характеризуется:

1) обучением, т. е. усвоением опыта предшествующих поколений;

2) воспитанием, т. е. воспитанием типологических качеств личности;

3) развитием человека, умственным и физическим.

Из этого следуют три компонента образования: обучение, развитие, воспитание.

Если проанализировать эти понятия, то можно составить более глубокое представление о внутреннем содержании категории образование, чтобы ответить на вопрос, из чего она состоит и что в себе содержит.

Современное понимание образования можно найти в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.): «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В четырнадцатой статье этого закона изложены общие требования к содержанию образования:

1) содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

а) на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации;

б) на развитие гражданского общества;

в) на укрепление и совершенствование правового государства;

2) содержание образования должно обеспечивать:

а) формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

б) адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

в) интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

г) формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

д) воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку» и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга. 2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...

Как сказать ребенку, что папа будет жить отдельно?
Прилично ли разводиться? Какие модели семей бывают? Правила оценки ресурсов семьи Памятка мамам, которые решили развестись • Как укрепить уверенность ребенка в хорошем будущем ...

Как рассказать ребенку о том, что люди очень разные?
Откуда берутся мальчики и девочки? Этапы психосексуального развития ребенка Мифы о происхождении детей Кем лучше быть – мальчиком или девочкой? • Почему одни бедные, а другие богатые? • Мифы об ус ...