Психологические факторы, оказывающие влияние на процесс обученияКниги педагогам / Педагогическая психология / Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения
и развития психики человека / Психологические факторы, оказывающие влияние на процесс обученияСтраница 9
1) поисков учащимися правильного ответа и действий;
2) сигнализации о допущенных ошибках;
3) их исправления;
4) реакции педагога на ошибки.
Для того чтобы активизировать развитие познавательных процессов – внимания, мышления, памяти, необходимо:
1) обеспечить соответствующие санитарно-гигиеническим нормам условия проведения занятий, для того чтобы был высоким уровень активности основных психических процессов. По этой же причине учащимся и студентам необходимо соблюдать режим дня, питания, движения и отдыха. Студентам необходимо напоминать о важности соблюдения режима дня, так как, по данным исследований, сокращение времени сна на час против физиологической нормы снижает умственную работоспособность на 10–20 %;
2) подавать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при восприятии и передаче;
3) при использовании наглядных средств соблюдать нормы яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения;
4) полностью использовать возможности устной речи как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильными ориентирами для слушателя в содержательной стороне сообщения;
5) учитывать возможности прямого управления восприятием, т. е. в случае, когда понимание затруднено, необходимо специально обращать внимание на наиболее важные положения, показывать, на какую часть диаграммы, таблицы, графика нужно смотреть и что именно надо увидеть, чтобы не возникло смысловых барьеров;
6) разнообразить изложение материала в умеренных пределах, а также использовать приемы поддержания и возвращения внимания учащихся;
7) учитывать эмоциональный фактор, благодаря которому значительно возрастает производительность интеллектуального труда;
8) уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;
9) использовать наглядные материалы, схемы, графики как опорные при активизации восприятия и памяти;
10) для активизации мышления учеников и студентов вводить проблемность обучения, некоторую его усложненность.
Смотрите также
Как рассказать о том, что жизнь бесконечна?
Как выглядит Бог и нужно ли его бояться? «Бог – это дед Мороз»… Защити нас
от Лукавого… Секты – опасные сети для нас и наших детей • Как родители хотели спасти
сына от российской армии, а потеряли ...
Как и почему дети выводят нас из себя
Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива
действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический
план. Но скажите, пожалуй ...
Новый взгляд на старые обстоятельства
Наши дети легко превращают нас в добрых волшебников. Потому что искренне верят:
родители могут всё. И мы стараемся соответствовать этому высокому статусу, и иногда
у нас даже получается. Это мы, к ...