Соотношение обучения и развитияКниги педагогам / Педагогическая психология / Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения
и развития психики человека / Соотношение обучения и развитияСтраница 4
Л. С. Выготский ввел такое важное для педагогической психологии понятие, как «социальная ситуация развития»,
которая определяет содержание, формирование центральной линии развития, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития
– это своеобразная система отношений ребенка и социальной среды. Изменение этой системы определяет также основной закон динамики возрастов,
согласно которому движущие силы развития ребенка в любом возрасте неизбежно приведут к разрушению и отрицанию самой основы развития всего возраста, определяя с внутренней необходимостью аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, более высокой возрастной ступени развития. Л. С. Выготский при этом постоянно подчеркивает, что психическое развитие – это целостное развитие всей личности.
Определение социальной ситуации развития как отношения ребенка к социальной действительности само по себе достаточно емкое и включает в себя средство реализации этого отношения – деятельность. Согласно А. Н. Леонтьеву некоторые виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, а другие виды деятельности имеют меньшее значение. Одни из них играют главную, ведущую роль, а другие – менее важную, подчиненную роль на данном этапе развития.
Так же как и целостное развитие человека, психическое развитие ребенка происходит одновременно по линиям:
1) интеллектуальное развитие,
т. е. становление познавательной сферы, развитие механизмов познания;
2) развитие мотивов и их соотношений,
становление целей, освоение средств и способов деятельности, т. е. развитие содержания деятельности ребенка и его психологической структуры;
3) развитие самооценки и самосознания,
взаимодействий с социальной средой, становления направленности личности и ценностных ориентаций, т. е. целостное развитие личности.
Стороны психического развития ребенка можно представить немного иначе, а именно как становление:
1) способов деятельности и знаний;
2) психологических механизмов их применения;
3) личности, включающей в себя деятельность ребенка.
Одной из сторон развития психики является языковое развитие,
которое происходит вровень со становлением личности и интеллекта.
Смотрите также
Ребенок растет
Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и
помогать в развитии. Мы продолжаем задавать себе вопросы: «КАК – общаться, воспитывать,
заставлять, наказывать, исправл ...
Заключение
Итак, прочитав эту книгу, вы теперь знаете, что именно мы скрываем от
себя и своих детей, боясь нарушить их и свое спокойствие, не зная, как начать разговор,
или не считая нужным вообще иска ...
Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации
учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо
его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности
педагога, которые н ...