Механизм дефицитаТрудности взросления / Родители и подростки: взаимное отражение / Механизм дефицитаСтраница 1
В конкретном человеке больше всего ценятся те качества, которые у других развиты в наименьшей степени. Формирование взаимоотношений связано не только с потребностями, но и со степенью значимости, ценности их предмета. Последняя придается вещам, предметам или событиям в зависимости от меры их распространенности и потребности в них человека. Ценности выражают отношение личности к бытию. Любое явление рассматривается индивидом с точки зрения значимости его для него и других людей.
Дефицит означает нехватку чего–либо, а слово «дефицитный» – имеющийся в недостаточном количестве. Дефицитность – это отсутствующая ценностная значимость.
Взаимоотношения всегда ориентированы на какие–то ценности, поскольку людей объединяет или разъединяет общность взглядов относительно определенных ценностей. Потребность человека в личностных свойствах и деятельности другого человека приводит к дефициту, если потребность не удовлетворяется, а свойства эти редки, но ценностно значимы.
Если потребность в дефиците не реализована, личность в экстренном порядке находит ей замещение. То, что редко встречается и значимо, ценится намного выше, чем распространенное. Отсутствие и нужда, испытываемые человеком в предметах или людях, переживаются как неудовлетворенность, тоска или уныние. Чем больше соответствуют значимые аспекты деятельности или личности другого человека потребностям и ожиданиям, тем выше состояние неудовлетворенности. Наоборот, чувство неудовлетворенности появляется, когда полученные результаты деятельности резко расходятся с ожиданиями. Ощущение разительной нехватки чего–то в человеке приводят к разочарованию и недовольству.
Возможно ли подобное явление в отношениях родителей и подростков? Какова субъективная значимость для родителей тех или иных свойств личности и деятельности подростков? В чем они испытывают дефицит в воспитании детей? В чем испытывают дефицит сами подростки, взаимодействуя с родителями?
Чтобы выяснить это, мы попросили родителей ответить на такие вопросы:
♦ Какие стороны личности и деятельности вы цените в своем сыне (дочери)?
♦ Какие качества личности и деятельности сына (дочери) мешают вашему взаимопониманиию?
♦ Что следовало бы изменить в себе вашему сыну (дочери), чтобы наступило взаимопонимание?
Ответы родителей показали, в каких необходимых для общения качествах личности и деятельности подростков они (родители) нуждаются больше всего (табл. 12).
Таблица 12
Дефицитные качества личности и деятельности подростков (опрошено 20 родителей)
Итак, отмеченные качества наиболее значимы для родителей в их взаимодействии с детьми–подростками. Поражает в этих данных указание родителей на лень и отсутствие трудолюбия своих детей–подростков, что и влияет на появление дефицитных качеств – трудолюбия, ответственности, уравновешенности, терпимости, желания хорошо учиться. Готовы поддержать мать 11 девочек из 20 опрошенных матерей, но их опередили сыновья, готовые поддерживать мать – 15 из 20 человек.
Смотрите также
Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку»
и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга.
2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...
Чуство вины
— Ты Руту жалеешь. Ты Руту уважаешь красиво, а меня нет.
Вина захлёстывает родителей по любому поводу. Вам может казаться, что из-за вас
малыш не спит по ночам, что у него поднялась температура, чт ...
Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации
учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо
его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности
педагога, которые н ...