Механизм дефицита
Страница 1

В конкретном человеке больше всего ценятся те качества, которые у других развиты в наименьшей степени. Формирование взаимоотношений связано не только с потребностями, но и со степенью значимости, ценности их предмета. Последняя придается вещам, предметам или событиям в зависимости от меры их распространенности и потребности в них человека. Ценности выражают отношение личности к бытию. Любое явление рассматривается индивидом с точки зрения значимости его для него и других людей.

Дефицит означает нехватку чего–либо, а слово «дефицитный» – имеющийся в недостаточном количестве. Дефицитность – это отсутствующая ценностная значимость.

Взаимоотношения всегда ориентированы на какие–то ценности, поскольку людей объединяет или разъединяет общность взглядов относительно определенных ценностей. Потребность человека в личностных свойствах и деятельности другого человека приводит к дефициту, если потребность не удовлетворяется, а свойства эти редки, но ценностно значимы.

Если потребность в дефиците не реализована, личность в экстренном порядке находит ей замещение. То, что редко встречается и значимо, ценится намного выше, чем распространенное. Отсутствие и нужда, испытываемые человеком в предметах или людях, переживаются как неудовлетворенность, тоска или уныние. Чем больше соответствуют значимые аспекты деятельности или личности другого человека потребностям и ожиданиям, тем выше состояние неудовлетворенности. Наоборот, чувство неудовлетворенности появляется, когда полученные результаты деятельности резко расходятся с ожиданиями. Ощущение разительной нехватки чего–то в человеке приводят к разочарованию и недовольству.

Возможно ли подобное явление в отношениях родителей и подростков? Какова субъективная значимость для родителей тех или иных свойств личности и деятельности подростков? В чем они испытывают дефицит в воспитании детей? В чем испытывают дефицит сами подростки, взаимодействуя с родителями?

Чтобы выяснить это, мы попросили родителей ответить на такие вопросы:

♦ Какие стороны личности и деятельности вы цените в своем сыне (дочери)?

♦ Какие качества личности и деятельности сына (дочери) мешают вашему взаимопониманиию?

♦ Что следовало бы изменить в себе вашему сыну (дочери), чтобы наступило взаимопонимание?

Ответы родителей показали, в каких необходимых для общения качествах личности и деятельности подростков они (родители) нуждаются больше всего (табл. 12).

Таблица 12

Дефицитные качества личности и деятельности подростков (опрошено 20 родителей)

Итак, отмеченные качества наиболее значимы для родителей в их взаимодействии

Итак, отмеченные качества наиболее значимы для родителей в их взаимодействии с детьми–подростками. Поражает в этих данных указание родителей на лень и отсутствие трудолюбия своих детей–подростков, что и влияет на появление дефицитных качеств – трудолюбия, ответственности, уравновешенности, терпимости, желания хорошо учиться. Готовы поддержать мать 11 девочек из 20 опрошенных матерей, но их опередили сыновья, готовые поддерживать мать – 15 из 20 человек.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Ребенок растет
Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и помогать в развитии. Мы продолжаем задавать себе вопросы: «КАК – общаться, воспитывать, заставлять, наказывать, исправл ...

О жизни по телевизору
Как научить ребенка смотреть телевизор? Чем телевидение завораживает детей? Как влияют телевизионные образы на детей? С какого возраста детей можно оставлять у телевизора без присмотра взрослых? • ...

Вверх по лесенке
Лёнькина философия: «Мама выше меня. Заряна выше мамы. Папа выше Заряны. Мы как ступеньки». Развитие ребёнка всегда проходит через определённые стадии или, как их ещё называют, периоды. Исследова ...