Поиск на сайте

Полоса отторжения
Страница 3

От нас, взрослых, они ждут понимания, а не осуждения.

4. Помогайте ему понять свои ошибки и исправить их. От ошибок не застрахован никто. В том числе и мы с вами.

Вечно осуждать и критиковать — верный способ оттолкнуть ребёнка от себя. Любая критика должна быть конструктивной. Можно и нужно указывать на ошибки, но важно при этом показать, как их можно исправить. «На ошибках учатся» — это не пустой лозунг, подросток действительно должен научиться анализировать, делать выводы, исправлять (по мере возможности) свои ошибки, чтоб не повторять их снова и снова.

Не осуждайте, не обвиняйте, а помогайте. И покажите перспективы роста.

И ещё одна особенность, характерная для детей этого возраста. У подростка обострённое чувство совести, ему и так кажется, что он кругом виноват (даже когда вы этого совсем не видите по его поведению). А когда подросток чувствует себя виноватым, вместо того чтобы притихнуть или раскаяться, он, наоборот, начинает вести себя вызывающе. Видимо, чувство вины настолько гнетёт его, что он сам нарывается на неприятности, чтобы пострадать и «искупить» эту свою вину. Если так не получается, он найдёт другой способ «выйти из вины»: сместит акценты. Он убедит себя, что в тех неприятностях, что с ним происходят, виноват не он, а кто-то другой. И этим «другим», вполне вероятно, окажетесь вы сами.

И ещё одна важная деталь. Подростки не переносят указаний, советов, упрёков и особенно — требований и нотаций. Они не терпят назиданий и властного тона. Значит, давать советы и оказывать помощь нужно тактично и неназойливо, не с позиции «Ты маленький и глупый, я тебя научу», а «Я тебя понимаю и, если позволишь, помогу тебе».

Как это ни удивительно, подростки любят, чтоб их контролировали, чтоб устанавливали границы дозволенного и вовремя ставили в нужные рамки. Правда, ни за что не сознаются в этом. Они читают это как знак, что лично вам они не безразличны, что вы по-прежнему любите их. Конечно, «рамки» должны быть разумными, а требования — твёрдыми и выполнимыми.

Однажды меня поразила фраза, брошенная вскользь одним подростком — учащимся второго курса ПТУ. У нас только что закончился очень несимпатичный разговор по поводу его прогулов и двоек, страсти стали утихать, и дебаты плавно переходили в лёгкую болтовню просто так, «за жизнь»; и как-то незаметно мы заговорили о семье, родителях и детях (об отношениях между «предками» и молодёжью). И вдруг он сказал: «Хоть бы раз проверили, учу я уроки или нет. Ирке (его младшая сестра) вон напоминают, проверяют, куда она ходит…» «А тебе это надо?!» — изумилась я. И тут он буркнул с какой-то затаённой горечью: «Если б вовремя застукали, разве я прогулял бы столько?»

Подростки — это ещё не взрослые, и потому частенько действуют импульсивно, поступая не «как надо», а «как проще, спокойнее», чисто по-детски надеясь то ли на чудо, то ли на бесшабашное «авось». В иных ситуациях (особенно там, где задевается честолюбие) они просто ещё не в состоянии взять на себя полную ответственность за свои поступки.

5. Признайте его право иметь собственное мнение, свои вкусы и пристрастия, даже если они сильно отличаются от ваших.

Главное пристрастие — сверстники, своя компания. Его тянет к таким же, как он сам, хотя бы потому, что сейчас ребёнок психологически (и внешне, и внутренне) отдалён от родителей. Среди ровесников они находят душевный покой. Здесь все — родственные души, потому что находятся в таком же смутном состоянии, здесь можно обрести душевный покой, расслабиться, а главное — избавиться от одиночества. Здесь тебя могут если не понять, то хотя бы принять. Было с вами так: в незнакомом месте, в дальних краях вы встретили земляка, да ещё такого, которому так же тоскливо, как вам? Тогда вы поймёте подростка.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Как и почему дети выводят нас из себя
Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план. Но скажите, пожалуй ...

Долевая ответственность
Испортить свою родительскую жизнь можно всего двумя способами: сложив с себя всю ответственность или взяв на себя всю ответственность за рост и развитие ребёнка. В первом случае вы, понятно, приде ...

Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые н ...